Общество

30 апреля 2015, 17:00

Россия отмечает юбилей свободы совести

Фото: Илья Питалев/РИА "Новости"

В четверг исполняется 110 лет указу Николая II «Об укреплении основ веротерпимости» – одной из важных вех российской истории, часто рассматриваемых в одном пакете с теми правами и свободами, что принесла революция 1905 года. Тогда это имело следствием ту же картину, что мы наблюдаем сейчас: «свобода совести» была воспринята либералами как свобода агрессивного глумления над верой.

Мы живем при Конституции, в которой есть 28-я статья, гарантирующая свободу совести и вероисповедания. Также имеется федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Другое дело, что исполнение и этой статьи, и этого закона сейчас массово критикуется со всех сторон. Тем интереснее посмотреть, чем была «религиозная свобода» тогда – до императорского указа. Как она расценивалась властью и народом. Что вообще подразумевалось под этой категорией разными слоями общества.

Очень многие радикально настроенные деятели восприняли указ как отмашку на вседозволенность

Нужно понимать, что в царской России после преобразований Петра I Русская церковь стала в определенной мере двойственным институтом. С одной стороны, религиозная организация, «Тело Христово», сообщество верующих и верных, с другой – один из важных, но сугубо государственных институтов, который управлялся светским чиновником – синодальным обер-прокурором. И если обратиться к «Очеркам по истории Русской церкви» Карташева, то окажется, что даже в то религиозное время далеко не все обер-прокуроры были настроены к РПЦ дружественно, а некоторые из них были не совсем или не только православными по вероисповеданию. И, в общем-то, как отмечает тот же Карташев (и как вторит ему уже современный историк церкви, протоиерей Владислав Ципин), в Российской империи такая «двойственность» положения временами ставила под удар и Церковь, и сообщество верующих.

Православная церковь в основе своей именно добровольное сообщество людей. Собственно, о человеческой свободе, о том, что это такое, проповедовал и Иисус. Всё по воле Божьей, но человек при этом абсолютно свободен – это одна из краеугольных антиномий православия. Однако имперская политика и огосударствление Церкви в России таких вольностей не позволяли. Отсюда и обязательные исповеди, и не менее обязательные участия в богослужениях. Затрудненный бюрократическим, а не церковным аппаратом переход из конфессии в конфессию. Сюда же во многом относились и гонения, которым подвергались старообрядцы.

Указ императора состоял из 17 пунктов. В нем, например, существенно облегчалась судьба вышеупомянутых старообрядцев. Теперь их официально не подвергали гонениям и называли уже не «раскольниками», а именно «старообрядцами». Теперь дозволялся переход общин, только формально принадлежащих к православию, в иные христианские конфессии. Была обозначена возможность перехода детей в веру родителей, если оба они сменили вероисповедание.

По тому же указу обязательное преподавание Закона Божия в учебных заведениях для неправославных христиан велось на их языке, причем преподавателями либо священнослужителями той же веры, что и студенты.

Однако закон не допускал вневероисповедательного положения граждан (то есть быть атеистом было нельзя по-прежнему) и переход христиан в нехристианское вероисповедание. И, кстати, заложил, если так можно выразиться, основы сектоведения. Пятый пункт указа гласит: «Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия; б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке». То есть закон вносил четкую терминологическую градацию. Пока касающуюся только старообрядческих толков. Но вот сам принцип разграничения конфессий, сект и «особо опасных», то есть тоталитарных, сект был нововведением, сохранившимся по сию пору.

Тема старообрядцев, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Это был один из первых шагов после «павловского согласия», который даровал прячущимся по глухим деревням староверам условия нормальной религиозной жизни. Были распечатаны алтари храмов, разрешено свободное богослужение старым чинам. Старообрядцы тогда горячо благодарили императора «за проявленное милосердие». Впрочем, современные историки старообрядчества сейчас указывают на половинчатый характер указа. До-никониацы, по их мнению, были поставлены в положение все же несколько более ущемленное, чем даже нехристианские конфессии. Однако в тот момент к императору была направлена делегация староверов с «благодарственным адресом».

Это, кстати, очень интересный момент восприятия что Николая II, что Павла I. Православные христиане оценивают обоих в общем и целом позитивно. Последний российский император вообще причислен к лику святых. И староверы, и никонианцы признают роль обоих «во врачевании раскола», в огромных усилиях по воссоединению Русской церкви. При этом в светской историографии оба императора являются очень спорными фигурами, причем в случае с Павлом советская историография наследует от имперской значительный пробел: при Александре I упоминания об его отце, мягко говоря, порицались, так как действующего императора мучил созданный молвой образ отцеубийцы. Такая двойственность в восприятии и системе приоритетов разных групп российского общества – еще одно следствие свободы вероисповедания (как и свободы на отсутствие такового в принципе).

Реализация дарованных прав и реакция на само событие были весьма неоднозначны уже в 1905 году. Налицо та же дистанция между самим законом и его исполнением, примеров чему не счесть и в современных российских реалиях. Очень многие радикально настроенные деятели восприняли указ как отмашку на вседозволенность в отношении традиционных религий. В определенных кругах началась острая, периодически хамская критика РПЦ, сопровождаемая, в том числе, карикатурами на очень популярного в народе Иоанна Кронштадского. Сам он по поводу понимания «Указа» и закона о свободе печати отдельными социальными группами заметил: «Всеми теперь овладела горячка и жажда свободы. Но свобода большинством понимается неправильно – не по Божию разуму, а по человеческому...».

Подчеркнем особо: нападкам «прогрессивной общественности» тогда, как и сейчас, в основном подвергались не относительно экзотические для страны верования и секты, а традиционные или «главные религии». Если открыть «Русский Календарь» Суворова за 1913 или 1914 год, можно обнаружить формулировку «главные религиозные верования для России». Всего их в 1913 году по Суворову насчитывалось шесть: православное, магометанское, католическое, протестантское, иудейское и армяно-григорианское. Именно в таком порядке. Интересный факт: в тринадцатом году говорится о православии вообще, а вот в четырнадцатом в том же издании уточняется «православных со старообрядцами и единоверцами в России...».

В церковной историографии бытует мнение, что если бы Николай II не отрекся, а продолжил царствовать, то при нём возродилось бы патриаршество, а раскол между староверами и никонианцами был преодолен. Впрочем, сослагательное наклонение и тут не к месту. Наступил 1917 год – и началась совсем уже другая история. Сейчас мы живем в светском государстве, в котором возникают уже совсем другие проблемы в сфере веротерпимости, свободы совести и вероисповедания. Да и сами религиозные объединения претерпели существенные внутренние и структурные изменения.

Россия сейчас в том периоде, когда в религиозно-политической сфере осуществляется переход от свободы как анархии и вседозволенности (чем пользовались или пытаются пользоваться до сих пор тоталитарные секты и яростные антиклерикалы) до свободы как ответственности. Снова выделены градации «традиционных» и «нетрадиционных» религий. Принимаются законы об ограничении миссионерской деятельности, которые направлены, в первую очередь, против тоталитарных сект. Есть и закон об оскорблении чувств верующих с крайне размытой пока трактовкой, но применение его на практике уже имеет место быть (в том числе – с оправдательным резюме).

Последние новости на этом фронте – законопроект, обязывающий религиозные организации, получающие финансирование из-за рубежа, предоставлять отчетность о своей деятельности Минюсту. Правительство на днях направило соответствующие документы в Госдуму. В общем, вопрос о том, что такое пресловутая «религиозная свобода», где её границы, как их определять, бывший крайне актуальным 110 лет назад, остается не менее острым и сейчас.

Текст: Александр Чаусов

Вам может быть интересно

Набиуллина сообщила о возможности повышения ставки ЦБ в декабре
Темы дня

Турецкий авианосец добьет репутацию «Байрактаров»

Турция торжественно отчитывается о новых испытаниях первого в мире авианосца для БПЛА – УДК «Анадолу». Знаменитый турецкий беспилотник «Байрактар ТБ3» – версия со складным крылом – впервые взлетел с палубы этого корабля. Это событие должно нас скорее обрадовать. Почему России вряд ли стоит повторять подобный эксперимент?

Трамп напал на БРИКС из-за страха за доллар

Дональд Трамп пытается изо всех сил удержать на плаву доллар и всю американскую экономику. Однако сделать это становится все труднее. Теперь большой занозой для США стал не просто Китай, а экономическое объединение БРИКС. В страхе перед мощью БРИКС Трамп стал угрожать 100-процентными пошлинами входящим в союз странам. Однако его как будто никто не воспринимает всерьез.

Карлсон в Москве анонсировал интервью с Лавровым

Берлин задумался об отправке германских солдат-миротворцев на Украину

ЕС изменил нормы охоты на волков из-за пони фон дер Ляйен

Новости

Вице-премьер Мантуров сказал, кто придумал название «Орешник»

Первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров ответил на вопрос, кто придумал название для новейшей российской ракеты «Орешник».

Небензя заявил о поддержке террористов в Сирии со стороны США и Украины

Американцы и их союзники оказывают поддержку террористам в Сирии, сами террористы «откровенно бравируют» поддержкой со стороны спецслужб Украины, заявил постпред России при ООН Василий Небензя.

Исследование: Геймеры стали больше смотреть видео, чем играть сами

Геймеры стали тратить больше времени на просмотр игровых видео на платформах Twitch и YouTube, чем на сам процесс игры, по данным исследования Midia Research, охватывающего 2023 и 2024 годы.

Террористы в Сирии переняли тактику украинских инструкторов

Сирийские боевики используют дроны-камикадзе по украинской тактике, что свидетельствует о присутствии украинских спецслужб в Идлибе, сообщил специалист по беспилотникам.

Кремль: Для переговоров России и Украины нет оснований

Сейчас нет никаких оснований для переговоров между Россией и Украиной, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В Намибии избрали первую женщину-президента

Намибия избрала Нетуми Нанди-Ндайтва первой женщиной-президентом страны, она получила 57% голосов, несмотря на прогнозы о возможном втором туре.

Российские войска зачистили Старые Терны к западу от Курахово

Российские войска провели операцию по зачистке поселка Старые Терны у Кураховского водохранилища в Донецкой народной республике, фактически обеспечив контроль над этой территорией.

Китай значительно обогнал США по инвестициям в Саудовскую Аравию

Саудовская Аравия и Китай усилили экономическое сотрудничество, с акцентом на зеленые технологии и инвестиции, что изменяет традиционную зависимость арабского королевства от западных партнеров, пишет британская Financial Times.

Оппозиция Южной Кореи начала процедуру импичмента президента

Оппозиционные партии Южной Кореи договорились подать предложение об импичменте президента Юн Сок Еля, обвинив его в попытках ввести военное положение и провокации конфликта с Северной Кореей, сообщает Ренхап.

Стало известно о выдвижении дочери Жириновского в Госдуму

Анастасия Боцан-Харченко, дочь Владимира Жириновского, станет кандидатом от ЛДПР на выборах в Госдуму-2026, подтвердил замруководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов.

Филиппинское судно протаранило китайский военный корабль в спорных водах

Филиппинское служебное судно проигнорировало предупреждения и врезалось в китайский корабль береговой охраны возле спорного рифа в Южно-Китайском море.

Захарова рассказала о масштабном характере интервью Лаврова Карлсону

Интервью Сергея Лаврова с Такером Карлсоном будет длиться полтора часа и выйдет через пару дней, сообщила спикер МИД Мария Захарова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

Олег Хавич: Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

Игорь Караулов: Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?