Крымские школьники уже с 1 сентября этого года должны начать учиться по российским учебникам, а местные учителя пройдут соответствующее повышение квалификации в России, заявил в среду на встрече с крымскими парламентариями заместитель руководителя фракции ЕР в Госдуме, экс-глава Рособразования Николай Булаев.
Согласно российскому законодательству, в наших школах есть региональный компонент
«Наша задача сегодня – сделать так, чтобы 1 сентября крымские дети пришли, учились по российским учебникам, учились по нашим стандартам, чтобы каждый регион помог пройти повышение квалификации всем учителям-крымчанам», – цитирует Булаева РИА «Новости».
Он отметил, что в Крыму сейчас около 180 тыс. школьников, 17 тыс. выпускников, в том числе около 2,5 тыс. учащихся – в Севастополе. В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец отметила, что Россия может увеличить целевую квоту для учеников Крыма при поступлении в российские вузы, передает «Прайм».
«Увеличим. Но еще до всех событий, например, Севастополь заявил очень большую квоту по сдаче ЕГЭ, и в этом году мы пересмотрим свои сценарии, то есть и целевой прием будет обеспечен для школьников в российские вузы, если все решения состоятся», – сказала она.
Позже министр образования Крыма Наталья Гончарова в комментарии ИТАР-ТАСС пояснила, что выпускники школ полуострова смогут выбрать один из трех вариантов поступления в вузы на время переходного периода. «На территории Крыма предложено три варианта вступительной и выпускной кампании. Первый – это сдача ЕГЭ, но не как единственный шанс, а возможность для тех ребят, кто хочет себя попробовать, – сказала министр. – Два обязательных экзамена, которые выставлены в этом году в ЕГЭ – математика и русский язык. Мы понимаем, что русский язык наши дети изучают, но программа по математике заметно отличается».
В Крыму будут созданы несколько центров по сдаче теста, а пока собираются данные о том, сколько желающих сдать ЕГЭ там есть. Второй вариант – это сдача ВНО (внешнее независимое оценивание – письменное тестирование, которое является условием для поступления в вузы на Украине).#{ussr}
«Еще три месяца назад мы подали базу данных наших выпускников, которые зарегистрировались на ВНО, в министерство образования Украины. Нам на сегодняшний день не отказано, – сказала министр. – Мы должны думать о тех абитуриентах, которые хотят учиться на территории Украины, и предоставить им возможность сдать ВНО в переходной период».
При этом, по ее словам, большинство абитуриентов все же предпочитают остаться в Крыму, на Украину хотели ехать учиться только около 15% выпускников.
Наконец, есть третий вариант: «По договоренности с ректорами крупнейших вузов на территории Крыма, зачисление будет проходить на основании оценок аттестата, оценок по трем итоговым государственным экзаменам, которые выпускники будут сдавать в своих школах, третий компонент – это тестирование или экзамен непосредственно в вузе, если это будет письменное тестирование, то оно будет проходить только по одному профильному предмету», – рассказала Гончарова.
Депутат Алена Аршинова по собственному опыту знает, чем отличается российская система образования от тех, что остались на пространстве бывшего СССР (фото: er-duma.ru) |
ВЗГЛЯД: Аттестаты у окончивших крымские школы в этом году будут уже российские?
А. А.: Да, уже в этом году крымские ребята получат аттестаты и дипломы российского образца. Но те образовательные организации полуострова, которые сейчас аккредитованы и лицензированы – за ними сохраняется и аккредитация, и лицензия на время переходного периода. Эти несколько лет как раз и даны им, чтобы адаптироваться к российскому законодательству. В этом смысле никаких резких переходов не будет, и у них не должно быть беспокойства по этому поводу.
Что касается учебников, после ратификации договора о присоединении Крыма к России крымские школы станут российскими школами и, конечно, будут переходить на российские учебники.
ВЗГЛЯД: На каких языках будет вестись преподавание в Крыму?
А. А.: Согласно российскому законодательству, в наших школах есть региональный компонент – в данном случае это может быть как раз изучение крымско-татарского языка и украинского. По такому же принципу у нас работают Чувашия, Татарстан, Башкортостан и другие регионы.
ВЗГЛЯД: Давайте поподробнее остановимся на отличиях российской и украинской систем образования.
А. А.: Во-первых, образование там ведется на украинском языке, в большинстве школ. Во вторых, и в вузах преподают на украинском. В-третьих, там «классическая» система образования и оценки знаний, то есть они не переходили на ЕГЭ.
Приведу пример из собственного опыта. Я сама училась не в России, а в приднестровской школе. Когда я сдавала экзамены, в России как раз появились ЕГЭ, и понятное дело, что наши одиннадцатиклассники захотели себя попробовать в этом. Мы сдавали свои «классические» экзамены, по советской системе, а на вступительных экзаменах в Приднестровском государственном университете имени Шевченко, который имеет договор с МГУ, был уже такой переходный вариант, и мы сдавали ЕГЭ. У нас получилось. Тот, кто учил, сдал ЕГЭ хорошо.
Поэтому нужно дать возможность и ребятам из Крыма выбирать тип экзаменов и предоставить максимум возможностей из числа тех, которые имеют сегодня граждане «континента», остальной России. Я также знаю, что некоторые крымские школьники обсуждают поступление в вузы тех российских городов, где живут их родственники. Такую возможность им тоже нужно предоставить.
ВЗГЛЯД: А что делать с разницей в образовательных программах России и Украины в содержательной части? Скажем, в Крыму много лет изучали историю Украины, а у нас – историю России и т. д.?
А. А.: Поэтому мы и говорим о переходном периоде. Приведу еще один пример. Когда я училась в Приднестровье, у нас было несколько историй: история Приднестровья, Молдавии, Румынии и история Отечества – то есть Советского Союза, России и Российской империи. Понятно, что моя программа, мягко говоря, отличалась от общероссийской. И тогда еще в интернете не так широко были распространены российские программы обучения, мы не могли посмотреть каких-то вещей. Но перед экзаменами мы сами себя тренировали, изучали классическую российскую литературу и оказались вполне подготовленными. Результаты были вполне успешными, даже на фоне многих российских ребят.
Когда ты русский и даже россиянин, потому что и в Приднестровье, и в Крыму живет множество российских граждан, но ты находишься не внутри страны, ты все ее проблемы чувствуешь даже острее. И чувство справедливости у тебя очень обострено, и мотивация у тебя выше среднего. Поэтому я верю, что у крымских ребят все получится. А мы будем помогать им, в том числе и «в ручном режиме». Наши коллеги по Госдуме, из комитетов по безопасности и по экономике, уже решили проводить выездные заседания в Крыму. И мы не исключаем такой возможности.