Общество

21 ноября 2013, 16:15

Медведев предложил подумать над укрупнением авиакомпаний

Фото: ИТАР-ТАСС

В качестве одной из основных мер по повышению безопасности полетов глава правительства видит укрупнение авиакомпаний. Правда, по мнению Дмитрия Медведева, к этому нужно подходить максимально осторожно и «не в ущерб конкуренции». А в сфере наземного обслуживания в аэропортах премьер, наоборот, хотел бы видеть больше мелких участников.

«Слабые перевозчики»

Мы прекрасно понимаем, что, если по-серьезному разбираться, 85-90% перевозчиков – это слабые перевозчики

После крушения самолета Boeing-737 в Казани будут сделаны выводы, касающиеся повышения безопасности полетов, заявил в четверг на заседании президиума правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Понятно, что выводы все будут сделаны, прежде всего, в отношении того, что должно предприниматься по линии правительства, других структур власти для предотвращения подобных трагедий, повышения безопасности полетов», – приводит слова премьера РИА «Новости».

И уже сейчас глава правительства предложил подумать над укрупнением авиакомпаний. Но такие процессы не должны проходить в ущерб развитию конкуренции в отрасли, оговорился он.

Медведев привел статистику, согласно которой из 122 авиаперевозчиков, существующих в России, подавляющее большинство являются «слабыми».

«Мы прекрасно понимаем, что, если по-серьезному разбираться, 85–90% перевозчиков – это слабые перевозчики по своей материальной базе, финансовым возможностям, и, вполне вероятно, что есть проблемы с экипажем», – сказал он.

«Поэтому наша задача – развивая конкуренцию, все-таки помогать развиваться самим перевозчикам, включая возможное укрупнение этих перевозчиков там, где это необходимо», – добавил премьер.

Также, по его словам, недопустима «псевдоэкономия» в вопросах безопасности полетов.

«Надежная аэронавигация, качественный технический сервис, квалификация экипажей – это, безусловно, безопасность полетов и та сфера, где псевдоэкономия недопустима, поэтому это лучшее конкурентное преимущество для любой авиакомпании», – отметил премьер.

По мнению Героя России, летчика-испытателя Игоря Маликова, «наверное, основные перевозчики должны быть крупными».

Однако, по его словам, в Канаде, например, есть и очень большое количество мелких перевозчиков, которые «на небольших самолетиках возят людей на рыбалку по разным озерам».

«Почему такого не должно быть? Это очень удобно, – заявил Маликов газете ВЗГЛЯД. – Основная проблема не в укрупнении и не в уменьшении... Я считаю, что в нашей стране пора начать уже мощную программу, как в советские времена, как при Сталине. Назвать ее можно как угодно. Но главное – нужно возродить строительство самолетов, вернуть нормальную подготовку пилотов и т.д. Потому что сейчас отключается автопилот – и летчик уже не знает, что делать, при этом еще убивая кучу людей. А готовят их по американской методике. Но американцы летают на новых самолетах, и они у них не отказывают! А мы летаем на 20-летних».

В свою очередь заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что на первом этапе укрупнение авиакомпаний, скорее всего, действительно даст положительный эффект. Но вопрос этот неоднозначный.

«Ну, получится у нас так, что останутся только две-три крупных компании. И будут это, я уже сейчас могу предположить, «Трансаэро», «Аэрофлот» и «Ютэйр». И чем они будут заниматься? Да, они будут жиреть. А остальные? В России же огромные территории», – сказал он.

По мнению Базыкина, для начала полезно было бы возродить Министерство гражданской авиации, которое когда-то уже существовало. Затем в течение шести месяцев набрать в его штат квалифицированных людей, чтобы потом именно профессионалы решали, какие шаги предпринимать для исправления ситуации в отрасли.

А комментируя недавнее предложение депутатов Госдумы запретить летать на самолетах старше 20 лет, Вадим Базыкин отметил, что это также не выход из положения.

«Дело в том, что самолеты начинают окупаться только через 12–15 лет. И что же это будет за бизнес такой? Только начали окупаться, и уже надо менять, – удивился пилот. – Давайте купим новый самолет и будем на нем летать. Но через 20 лет ему все равно будет 20 лет... И что тогда? Что с ним делать?»

По словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, самолетам изначально закладывают ресурс полетов в среднем в 30–35 лет, и только после 30 лет ставится вопрос о его продлении. При этом у разных машин есть разный ресурс «и по часам, и по годам».

Поэтому эксперт призвал подходить к этому вопросу очень осторожно и профессионально. А главной бедой он назвал именно то, что решением сложных вопросов занимаются неквалифицированные люди. В частности, Базыкин напомнил о том, что рухнувший в Казани самолет пилотировали бывший штурман и бортмеханик, не обладавшие большим опытом самостоятельных полетов.

Альтернативное питание

В четверг Дмитрий Медведев также говорил о создании альтернативных операторов наземного обслуживания в отечественных аэропортах.

«Этот сектор слабо открыт для конкуренции, почти что закрыт, можно считать. Важно, чтобы появлялись альтернативные операторы, которые бы занимались, в частности, обработкой багажа, организацией бортового питания, обслуживанием бизнес-авиации», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.

Наличие единственного оператора в наземном обслуживании авиаперевозок в половине аэропортов федерального значения, по его словам, как минимум вызывает вопросы:

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать
«Рынок авиаперевозок остается сложным, и дело не только в трагедиях, а в целом в структуре этого рынка, особенно внутренних авиалиний. Здесь на долю десяти авиакомпаний приходится значительное число авиатрафика, что, может быть, само по себе не критично, но вопрос в пропорциях», – сказал он.

По словам Медведева, необходимо преодолевать административные барьеры и «создавать условия для разумного числа участников рынка, включая и независимых поставщиков». Премьер напомнил, что наличие нескольких топливозаправочных компаний в аэропортах, к примеру, – это обычная мировая практика. «У нас ситуация, как правило, другая», – уточнил он.

Комментируя ситуацию с обслуживанием в аэропортах, летчик-испытатель Игорь Маликов затруднился ответить на вопрос, нужна ли здесь конкуренция.

«Если кто-то хорошо справляется с обработкой багажа, то пусть, наверное, и дальше этим занимается, – сказал он. – Главное, чтобы чемоданы не забывали. Может, в определенной степени эти вещи как-то и сказываются на безопасности, как, знаете, пилот в романе «Аэропорт» Артура Хейли съел тухлую рыбу и не мог управлять самолетом... Но таких случаев у нас, по-моему, не было».

Добавим, что Дмитрий Медведев ждет и других предложений по оптимизации работы гражданской авиации от Минтранса, передает «Прайм». И глава министерства Максим Соколов на том же заседании правительства пообещал их подготовить: «Такой доклад будет сделан».

Вошел вертикально в землю

Глава Минтранса также высказался в четверг о возможных причинах трагедии в Казани. По словам Соколова, при заходе на второй круг экипаж Boeing-737 допустил критическое снижение скорости, что привело к практически вертикальному падению под углом минус 75 градусов, передает ИТАР-ТАСС.

Соколов рассказал, что фрагменты разбившегося самолета, складированные сейчас на территории аэродрома в Казани, скоро будут лежать во временном ангаре. По его словам, все работы на месте катастрофы были завершены в среду к 16 часам. А в ночь на четверг «все следы катастрофы были убраны» и была «наведена полная чистота».

А, говоря о выплатах компенсаций, Соколов отметил, что родственники погибших уже начали получать страховые выплаты. Так, деньги, по его словам, получили уже два человека и еще семерым выплата поступит в четверг в течение дня. «Все пассажиры были застрахованы в страховой компании «Согаз», – сказал он. – Страховая выплата составляет 2 млн рублей».

Кроме того, дополнительно правительство Татарстана намерено выплатить по 1 млн рублей каждому пострадавшему и еще 25 тыс. рублей предусмотрено на погребение каждого пассажира.

А глава Росавиации Александр Нерадько сообщил в четверг, что его ведомство до конца недели закончит внеочередную проверку авиакомпании «Татарстан», которая эксплуатировала самолет. И по итогам проверки будут сделаны выводы о продолжении деятельности перевозчика.

Нерадько также сообщил, что в целом поддерживает предложение о запрете полетов старых самолетов, в частности, старше 20 лет. Однако, по его словам, это сложный вопрос, требующий очень глубокой проработки.

Сначала нужно «детально проанализировать вопрос ограничения эксплуатации старых самолетов российскими авиакомпаниями», считает он.

«Мы за то, чтобы самолеты были новыми, но, например, в ЕС в 2002 году были введены ограничения полетов шумных самолетов. Авиационные власти Европы объявили об этом за 25 лет. Это дало возможность авиакомпаниям подготовиться. Если мы одномоментно выведем пожилой парк из эксплуатации, это серьезно скажется на возможности передвижения наших граждан в регионы», – пояснил руководитель Росавиации.

Напомним, в воскресенье, 17 ноября, в аэропорту Казани при посадке разбился пассажирский самолет авиакомпании «Татарстан». На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли.

Следствие рассматривало пять версий катастрофы: ошибка пилотированиятехническая неисправность самолета, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия. Теракт следствие исключило. В среду представитель следствия заявил, что основными версиями остаются технические неполадки и ошибка экипажа.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?