«Слабые перевозчики»
Мы прекрасно понимаем, что, если по-серьезному разбираться, 85-90% перевозчиков – это слабые перевозчики
После крушения самолета Boeing-737 в Казани будут сделаны выводы, касающиеся повышения безопасности полетов, заявил в четверг на заседании президиума правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Понятно, что выводы все будут сделаны, прежде всего, в отношении того, что должно предприниматься по линии правительства, других структур власти для предотвращения подобных трагедий, повышения безопасности полетов», – приводит слова премьера РИА «Новости».
И уже сейчас глава правительства предложил подумать над укрупнением авиакомпаний. Но такие процессы не должны проходить в ущерб развитию конкуренции в отрасли, оговорился он.
Медведев привел статистику, согласно которой из 122 авиаперевозчиков, существующих в России, подавляющее большинство являются «слабыми».
«Мы прекрасно понимаем, что, если по-серьезному разбираться, 85–90% перевозчиков – это слабые перевозчики по своей материальной базе, финансовым возможностям, и, вполне вероятно, что есть проблемы с экипажем», – сказал он.
«Поэтому наша задача – развивая конкуренцию, все-таки помогать развиваться самим перевозчикам, включая возможное укрупнение этих перевозчиков там, где это необходимо», – добавил премьер.
Также, по его словам, недопустима «псевдоэкономия» в вопросах безопасности полетов.
«Надежная аэронавигация, качественный технический сервис, квалификация экипажей – это, безусловно, безопасность полетов и та сфера, где псевдоэкономия недопустима, поэтому это лучшее конкурентное преимущество для любой авиакомпании», – отметил премьер.
По мнению Героя России, летчика-испытателя Игоря Маликова, «наверное, основные перевозчики должны быть крупными».
Однако, по его словам, в Канаде, например, есть и очень большое количество мелких перевозчиков, которые «на небольших самолетиках возят людей на рыбалку по разным озерам».
«Почему такого не должно быть? Это очень удобно, – заявил Маликов газете ВЗГЛЯД. – Основная проблема не в укрупнении и не в уменьшении... Я считаю, что в нашей стране пора начать уже мощную программу, как в советские времена, как при Сталине. Назвать ее можно как угодно. Но главное – нужно возродить строительство самолетов, вернуть нормальную подготовку пилотов и т.д. Потому что сейчас отключается автопилот – и летчик уже не знает, что делать, при этом еще убивая кучу людей. А готовят их по американской методике. Но американцы летают на новых самолетах, и они у них не отказывают! А мы летаем на 20-летних».
В свою очередь заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что на первом этапе укрупнение авиакомпаний, скорее всего, действительно даст положительный эффект. Но вопрос этот неоднозначный.
«Ну, получится у нас так, что останутся только две-три крупных компании. И будут это, я уже сейчас могу предположить, «Трансаэро», «Аэрофлот» и «Ютэйр». И чем они будут заниматься? Да, они будут жиреть. А остальные? В России же огромные территории», – сказал он.
По мнению Базыкина, для начала полезно было бы возродить Министерство гражданской авиации, которое когда-то уже существовало. Затем в течение шести месяцев набрать в его штат квалифицированных людей, чтобы потом именно профессионалы решали, какие шаги предпринимать для исправления ситуации в отрасли.
А комментируя недавнее предложение депутатов Госдумы запретить летать на самолетах старше 20 лет, Вадим Базыкин отметил, что это также не выход из положения.
«Дело в том, что самолеты начинают окупаться только через 12–15 лет. И что же это будет за бизнес такой? Только начали окупаться, и уже надо менять, – удивился пилот. – Давайте купим новый самолет и будем на нем летать. Но через 20 лет ему все равно будет 20 лет... И что тогда? Что с ним делать?»
По словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, самолетам изначально закладывают ресурс полетов в среднем в 30–35 лет, и только после 30 лет ставится вопрос о его продлении. При этом у разных машин есть разный ресурс «и по часам, и по годам».
Поэтому эксперт призвал подходить к этому вопросу очень осторожно и профессионально. А главной бедой он назвал именно то, что решением сложных вопросов занимаются неквалифицированные люди. В частности, Базыкин напомнил о том, что рухнувший в Казани самолет пилотировали бывший штурман и бортмеханик, не обладавшие большим опытом самостоятельных полетов.
Альтернативное питание
«Этот сектор слабо открыт для конкуренции, почти что закрыт, можно считать. Важно, чтобы появлялись альтернативные операторы, которые бы занимались, в частности, обработкой багажа, организацией бортового питания, обслуживанием бизнес-авиации», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Наличие единственного оператора в наземном обслуживании авиаперевозок в половине аэропортов федерального значения, по его словам, как минимум вызывает вопросы:
«Рынок авиаперевозок остается сложным, и дело не только в трагедиях, а в целом в структуре этого рынка, особенно внутренних авиалиний. Здесь на долю десяти авиакомпаний приходится значительное число авиатрафика, что, может быть, само по себе не критично, но вопрос в пропорциях», – сказал он.
По словам Медведева, необходимо преодолевать административные барьеры и «создавать условия для разумного числа участников рынка, включая и независимых поставщиков». Премьер напомнил, что наличие нескольких топливозаправочных компаний в аэропортах, к примеру, – это обычная мировая практика. «У нас ситуация, как правило, другая», – уточнил он.
Комментируя ситуацию с обслуживанием в аэропортах, летчик-испытатель Игорь Маликов затруднился ответить на вопрос, нужна ли здесь конкуренция.
«Если кто-то хорошо справляется с обработкой багажа, то пусть, наверное, и дальше этим занимается, – сказал он. – Главное, чтобы чемоданы не забывали. Может, в определенной степени эти вещи как-то и сказываются на безопасности, как, знаете, пилот в романе «Аэропорт» Артура Хейли съел тухлую рыбу и не мог управлять самолетом... Но таких случаев у нас, по-моему, не было».
Добавим, что Дмитрий Медведев ждет и других предложений по оптимизации работы гражданской авиации от Минтранса, передает «Прайм». И глава министерства Максим Соколов на том же заседании правительства пообещал их подготовить: «Такой доклад будет сделан».
Вошел вертикально в землю
Соколов рассказал, что фрагменты разбившегося самолета, складированные сейчас на территории аэродрома в Казани, скоро будут лежать во временном ангаре. По его словам, все работы на месте катастрофы были завершены в среду к 16 часам. А в ночь на четверг «все следы катастрофы были убраны» и была «наведена полная чистота».
А, говоря о выплатах компенсаций, Соколов отметил, что родственники погибших уже начали получать страховые выплаты. Так, деньги, по его словам, получили уже два человека и еще семерым выплата поступит в четверг в течение дня. «Все пассажиры были застрахованы в страховой компании «Согаз», – сказал он. – Страховая выплата составляет 2 млн рублей».
Кроме того, дополнительно правительство Татарстана намерено выплатить по 1 млн рублей каждому пострадавшему и еще 25 тыс. рублей предусмотрено на погребение каждого пассажира.
А глава Росавиации Александр Нерадько сообщил в четверг, что его ведомство до конца недели закончит внеочередную проверку авиакомпании «Татарстан», которая эксплуатировала самолет. И по итогам проверки будут сделаны выводы о продолжении деятельности перевозчика.
Нерадько также сообщил, что в целом поддерживает предложение о запрете полетов старых самолетов, в частности, старше 20 лет. Однако, по его словам, это сложный вопрос, требующий очень глубокой проработки.
Сначала нужно «детально проанализировать вопрос ограничения эксплуатации старых самолетов российскими авиакомпаниями», считает он.
«Мы за то, чтобы самолеты были новыми, но, например, в ЕС в 2002 году были введены ограничения полетов шумных самолетов. Авиационные власти Европы объявили об этом за 25 лет. Это дало возможность авиакомпаниям подготовиться. Если мы одномоментно выведем пожилой парк из эксплуатации, это серьезно скажется на возможности передвижения наших граждан в регионы», – пояснил руководитель Росавиации.
Напомним, в воскресенье, 17 ноября, в аэропорту Казани при посадке разбился пассажирский самолет авиакомпании «Татарстан». На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли.
Следствие рассматривало пять версий катастрофы: ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия. Теракт следствие исключило. В среду представитель следствия заявил, что основными версиями остаются технические неполадки и ошибка экипажа.