Общество

21 ноября 2013, 16:15

Медведев предложил подумать над укрупнением авиакомпаний

Фото: ИТАР-ТАСС

В качестве одной из основных мер по повышению безопасности полетов глава правительства видит укрупнение авиакомпаний. Правда, по мнению Дмитрия Медведева, к этому нужно подходить максимально осторожно и «не в ущерб конкуренции». А в сфере наземного обслуживания в аэропортах премьер, наоборот, хотел бы видеть больше мелких участников.

«Слабые перевозчики»

Мы прекрасно понимаем, что, если по-серьезному разбираться, 85-90% перевозчиков – это слабые перевозчики

После крушения самолета Boeing-737 в Казани будут сделаны выводы, касающиеся повышения безопасности полетов, заявил в четверг на заседании президиума правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Понятно, что выводы все будут сделаны, прежде всего, в отношении того, что должно предприниматься по линии правительства, других структур власти для предотвращения подобных трагедий, повышения безопасности полетов», – приводит слова премьера РИА «Новости».

И уже сейчас глава правительства предложил подумать над укрупнением авиакомпаний. Но такие процессы не должны проходить в ущерб развитию конкуренции в отрасли, оговорился он.

Медведев привел статистику, согласно которой из 122 авиаперевозчиков, существующих в России, подавляющее большинство являются «слабыми».

«Мы прекрасно понимаем, что, если по-серьезному разбираться, 85–90% перевозчиков – это слабые перевозчики по своей материальной базе, финансовым возможностям, и, вполне вероятно, что есть проблемы с экипажем», – сказал он.

«Поэтому наша задача – развивая конкуренцию, все-таки помогать развиваться самим перевозчикам, включая возможное укрупнение этих перевозчиков там, где это необходимо», – добавил премьер.

Также, по его словам, недопустима «псевдоэкономия» в вопросах безопасности полетов.

«Надежная аэронавигация, качественный технический сервис, квалификация экипажей – это, безусловно, безопасность полетов и та сфера, где псевдоэкономия недопустима, поэтому это лучшее конкурентное преимущество для любой авиакомпании», – отметил премьер.

По мнению Героя России, летчика-испытателя Игоря Маликова, «наверное, основные перевозчики должны быть крупными».

Однако, по его словам, в Канаде, например, есть и очень большое количество мелких перевозчиков, которые «на небольших самолетиках возят людей на рыбалку по разным озерам».

«Почему такого не должно быть? Это очень удобно, – заявил Маликов газете ВЗГЛЯД. – Основная проблема не в укрупнении и не в уменьшении... Я считаю, что в нашей стране пора начать уже мощную программу, как в советские времена, как при Сталине. Назвать ее можно как угодно. Но главное – нужно возродить строительство самолетов, вернуть нормальную подготовку пилотов и т.д. Потому что сейчас отключается автопилот – и летчик уже не знает, что делать, при этом еще убивая кучу людей. А готовят их по американской методике. Но американцы летают на новых самолетах, и они у них не отказывают! А мы летаем на 20-летних».

В свою очередь заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что на первом этапе укрупнение авиакомпаний, скорее всего, действительно даст положительный эффект. Но вопрос этот неоднозначный.

«Ну, получится у нас так, что останутся только две-три крупных компании. И будут это, я уже сейчас могу предположить, «Трансаэро», «Аэрофлот» и «Ютэйр». И чем они будут заниматься? Да, они будут жиреть. А остальные? В России же огромные территории», – сказал он.

По мнению Базыкина, для начала полезно было бы возродить Министерство гражданской авиации, которое когда-то уже существовало. Затем в течение шести месяцев набрать в его штат квалифицированных людей, чтобы потом именно профессионалы решали, какие шаги предпринимать для исправления ситуации в отрасли.

А комментируя недавнее предложение депутатов Госдумы запретить летать на самолетах старше 20 лет, Вадим Базыкин отметил, что это также не выход из положения.

«Дело в том, что самолеты начинают окупаться только через 12–15 лет. И что же это будет за бизнес такой? Только начали окупаться, и уже надо менять, – удивился пилот. – Давайте купим новый самолет и будем на нем летать. Но через 20 лет ему все равно будет 20 лет... И что тогда? Что с ним делать?»

По словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, самолетам изначально закладывают ресурс полетов в среднем в 30–35 лет, и только после 30 лет ставится вопрос о его продлении. При этом у разных машин есть разный ресурс «и по часам, и по годам».

Поэтому эксперт призвал подходить к этому вопросу очень осторожно и профессионально. А главной бедой он назвал именно то, что решением сложных вопросов занимаются неквалифицированные люди. В частности, Базыкин напомнил о том, что рухнувший в Казани самолет пилотировали бывший штурман и бортмеханик, не обладавшие большим опытом самостоятельных полетов.

Альтернативное питание

В четверг Дмитрий Медведев также говорил о создании альтернативных операторов наземного обслуживания в отечественных аэропортах.

«Этот сектор слабо открыт для конкуренции, почти что закрыт, можно считать. Важно, чтобы появлялись альтернативные операторы, которые бы занимались, в частности, обработкой багажа, организацией бортового питания, обслуживанием бизнес-авиации», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.

Наличие единственного оператора в наземном обслуживании авиаперевозок в половине аэропортов федерального значения, по его словам, как минимум вызывает вопросы:

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать
«Рынок авиаперевозок остается сложным, и дело не только в трагедиях, а в целом в структуре этого рынка, особенно внутренних авиалиний. Здесь на долю десяти авиакомпаний приходится значительное число авиатрафика, что, может быть, само по себе не критично, но вопрос в пропорциях», – сказал он.

По словам Медведева, необходимо преодолевать административные барьеры и «создавать условия для разумного числа участников рынка, включая и независимых поставщиков». Премьер напомнил, что наличие нескольких топливозаправочных компаний в аэропортах, к примеру, – это обычная мировая практика. «У нас ситуация, как правило, другая», – уточнил он.

Комментируя ситуацию с обслуживанием в аэропортах, летчик-испытатель Игорь Маликов затруднился ответить на вопрос, нужна ли здесь конкуренция.

«Если кто-то хорошо справляется с обработкой багажа, то пусть, наверное, и дальше этим занимается, – сказал он. – Главное, чтобы чемоданы не забывали. Может, в определенной степени эти вещи как-то и сказываются на безопасности, как, знаете, пилот в романе «Аэропорт» Артура Хейли съел тухлую рыбу и не мог управлять самолетом... Но таких случаев у нас, по-моему, не было».

Добавим, что Дмитрий Медведев ждет и других предложений по оптимизации работы гражданской авиации от Минтранса, передает «Прайм». И глава министерства Максим Соколов на том же заседании правительства пообещал их подготовить: «Такой доклад будет сделан».

Вошел вертикально в землю

Глава Минтранса также высказался в четверг о возможных причинах трагедии в Казани. По словам Соколова, при заходе на второй круг экипаж Boeing-737 допустил критическое снижение скорости, что привело к практически вертикальному падению под углом минус 75 градусов, передает ИТАР-ТАСС.

Соколов рассказал, что фрагменты разбившегося самолета, складированные сейчас на территории аэродрома в Казани, скоро будут лежать во временном ангаре. По его словам, все работы на месте катастрофы были завершены в среду к 16 часам. А в ночь на четверг «все следы катастрофы были убраны» и была «наведена полная чистота».

А, говоря о выплатах компенсаций, Соколов отметил, что родственники погибших уже начали получать страховые выплаты. Так, деньги, по его словам, получили уже два человека и еще семерым выплата поступит в четверг в течение дня. «Все пассажиры были застрахованы в страховой компании «Согаз», – сказал он. – Страховая выплата составляет 2 млн рублей».

Кроме того, дополнительно правительство Татарстана намерено выплатить по 1 млн рублей каждому пострадавшему и еще 25 тыс. рублей предусмотрено на погребение каждого пассажира.

А глава Росавиации Александр Нерадько сообщил в четверг, что его ведомство до конца недели закончит внеочередную проверку авиакомпании «Татарстан», которая эксплуатировала самолет. И по итогам проверки будут сделаны выводы о продолжении деятельности перевозчика.

Нерадько также сообщил, что в целом поддерживает предложение о запрете полетов старых самолетов, в частности, старше 20 лет. Однако, по его словам, это сложный вопрос, требующий очень глубокой проработки.

Сначала нужно «детально проанализировать вопрос ограничения эксплуатации старых самолетов российскими авиакомпаниями», считает он.

«Мы за то, чтобы самолеты были новыми, но, например, в ЕС в 2002 году были введены ограничения полетов шумных самолетов. Авиационные власти Европы объявили об этом за 25 лет. Это дало возможность авиакомпаниям подготовиться. Если мы одномоментно выведем пожилой парк из эксплуатации, это серьезно скажется на возможности передвижения наших граждан в регионы», – пояснил руководитель Росавиации.

Напомним, в воскресенье, 17 ноября, в аэропорту Казани при посадке разбился пассажирский самолет авиакомпании «Татарстан». На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли.

Следствие рассматривало пять версий катастрофы: ошибка пилотированиятехническая неисправность самолета, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия. Теракт следствие исключило. В среду представитель следствия заявил, что основными версиями остаются технические неполадки и ошибка экипажа.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

Путин предложил Пашиняну в закрытом формате обсудить безопасность в регионе
Темы дня

Британия применила против России тактику инфантила

Британия высылает военного атташе посольства России, жалуясь на «шпионаж» и даже «поджоги». Этому предшествовал обмен мнениями по линии МИД двух стран, где поднималась тема военных ударов по территории друг друга. Почему британцы в отношении России ведут себя даже более безумно, чем США? И чем им ответит Москва?

Финляндию превращают в пороховой завод НАТО

Тот факт, что Евросоюз не смог выполнить обязательства перед Киевом по поставкам боеприпасов, сильно волнует не только Киев, но и Хельсинки. Финны решили взять дело в свои руки, превратив Финляндию в производственную площадку для тротила и пороха. Так они планируют покрыть свои убытки от конфликта с Россией, но им может помешать Китай.

Захарова: Чудовища Байдена оскорбили память миллионов жертв Второй мировой

Украинки шансоном поддержали в TikTok сбежавших от мобилизации парней

В голове Роберта Кеннеди-младшего обнаружен поедающий мозг червь

Новости

Эксперт: Киев переименовал в честь Евросоюза труднодоступную часть города

На месте брюссельских чиновников стоило бы оскорбиться решением переименовать проспект Правды в честь Евросоюза, особенно если учесть специфику этого района в городе, считает киевский политолог Алексей Нечаев. Решение о переименовании проспекта Правды принял горсовет Киева.

Временного поверенного в делах РФ вызвали в МИД Эстонии из-за сигнала GPS

МИД Эстонии вызвал временного поверенного в делах России, чтобы выразить протест в связи с помехами сигналу GPS, в которых Таллин обвиняет Москву.

Грузинские радикалы назвали постпреда Евросоюза «пенисом»

Грузинские радикалы нецензурно отзываются о постпреде Евросоюза в стране Павле Кхерчинском за его вклад в получение Грузией статуса страны-кандидата в это объединение, свидетельствуют обнародованные интернет-порталом FOR.GE аудиозаписи переговоров, аутентичность которых пока официально не подтверждена, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Российского гребца лишили нейтрального статуса из-за лайков под видео с Путиным

Международная федерация каноэ (ICF) лишила российского гребца-каноиста Михаила Павлова допуска к своим соревнованиям в нейтральном статусе, сообщил президент Всероссийский федерации гребли на байдарках и каноэ Евгений Архипов.

Пентагон подтвердил приостановку поставок оружия Израилю

США приостановили поставку оружия Израилю из-за ситуации с Рафахом, заявил министр обороны страны Ллойд Остин на слушаниях в комитете по ассигнованиям Сената.

Захарова: Действия властей Великобритании подтверждают враждебность линии англичан

Правительство Британии не только не намерено отказываться от курса на провоцирование России, но и прилагает существенные усилия для повышения градуса конфронтации, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Свитер представительницы Украины на Евровидении разгневал поляков

В Польше призывают не отдавать свой голос Украине на Евровидении, поводом послужил видеоролик, на котором представляющая эту страну на конкурсе певица Яна Шамаева (сценический псевдоним Jerry Heil) поет в свитере с надписью Banderaciaga.

В США признали зависимость от чипов из Тайваня

Министр торговли США Джина Раймондо заявила, что Америка покупает 92% своих передовых чипов у тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).

ЕАЭС решил начать переговоры с Монголией о зоне свободной торговли

Лидеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Монголии на юбилейном саммите приняли решение начать переговоры о заключении временного торгового соглашения, сообщила пресс-служба Кремля.

Названа дата первого рейса из возобновившего работу аэропорта Элисты

Первый рейс из возобновившего работу в условиях СВО аэропорта Элисты состоится 28 мая в аэропорт Жуковский Московской области, рассказал глава Калмыкии Бату Хасиков.

В МВД разъяснили правила нахождения украинцев в России

Граждане Украины, а также лица, ранее являвшиеся гражданами Донецкой и Луганской народных республик, могут беспрепятственно находиться на территории России и работать без оформления разрешительных документов, сообщили в пресс-центре МВД РФ.

Таможня Литвы не пропустила в РФ электромобили Tesla Cybertruck

Литовская таможня задержала два электромобиля Tesla Cybertruck, которые, по подозрению властей, вывозились с терриотрии республики в Россию с нарушением санкций.
Мнения

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?