Последние минуты
Одетая в хиджаб Асиялова прибыла в Волгоград, где пешком передвигалась по людным улицам
Следователи в среду заявили, что им удалось поминутно восстановить последний день смертницы Наиды Асияловой, взорвавшей пассажирский автобус в Волгограде.
«Полученная оперативно-розыскная информация, а также результаты следственных действий свидетельствуют о том, что одетая в хиджаб Асиялова прибыла в Волгоград, где пешком передвигалась по людным улицам Дзержинского и Советского районов, в том числе в районе торгового центра «Акварель» – именно там она зашла в рейсовый автобус № 29, в котором впоследствии совершила самоподрыв», – сообщается на сайте СК России.
Кроме того, следователи выяснили, что в последние годы Асиялова жила в Москве. «Погибшая – уроженка Республики Дагестан, но последние несколько лет она проживала в городе Москве, регулярно совершая поездки на родину. Одно из последних мест ее работы – одна из столичных коммерческих компаний», – говорится в сообщении.
В самом же поведении смертницы участники расследования пока не усматривают логики. «В классическом случае, когда смертницы идут на самоподрыв, – пояснил источник «Коммерсанта», – они аккуратно упаковывают взрывчатку в пояс шахида и надевают его на тело. При этом мощность взрывного устройства всегда превышает 1 кг тротила». Сами же теракты происходят, как правило, в людных местах или переполненном транспорте.
В Волгограде все развивалось иначе, что может свидетельствовать, например, о том, что Асиялова была не исполнительницей теракта, а перевозчицей бомбы, или что она пыталась избежать выполнения своего задания, делает вывод источник издания. В этом случае взрыв мог стать и результатом неосторожного обращения с бомбой (телефона, с помощью которого СВУ могли подорвать дистанционно, на месте происшествия не нашли). Взрыв произошел через пару минут после того, как смертница села на уступленное ей кем-то в автобусе место.
Мать смертницы, подорвавшей себя в автобусе в Волгограде, Разванат Асиялова, сообщила, что ее дочь практически не общалась с семьей и не проживала с ними уже четыре года, уточняет РИА «Новости».
«Дочку я видела в последний раз три-четыре года назад, общались только по телефону. Она начала надевать хиджаб, а его не надевают у нас дома. Я не сторонник хиджабов и не разрешала ей. Я не знаю, чем она занималась, она ничего не рассказывала, была очень скрытной. Кто ее с пути сбил, не знаю. Тогда ей было 29 лет, не знаю, с кем она тогда связалась», – отметила она.
Асиялова-мать добавила, что была против второго замужества дочери, поскольку была знакома с первым мужем, а со вторым нет. По ее словам, она из-за этого ругалась с дочерью по телефону.
Разванат Асиялова также сообщила, что сдала образцы ДНК для подтверждения личности погибшей. А перед этим подруга Наиды Асияловой сообщала, что будущая смертница перестала общаться с семьей за два месяца до теракта в Волгограде.
Ушел в мечеть и не вернулся
Как рассказали следователям родители Соколова, он ушел летом 2012 года в мечеть и домой больше не вернулся. С тех пор о месте его пребывания ничего не известно. По имеющейся информации, со своей тогда еще будущей гражданской супругой Асияловой Соколов познакомился около трех лет назад. Их объединяло общее увлечение – радикальный ислам.
Дед Соколова накануне рассказал, как на самом деле его внук стал русским ваххабитом. «Они познакомились в Долгопрудном. Но не учились вместе, никакого института она не заканчивала. По телевизору неправду говорят! Она жила в однокомнатной квартире с подругами – вместе с пятью девочками снимали жилье. Через интернет рассылала письма, типа: «Я вся такая больная!» И фотография у нее там была красивая. Он отправил ей денежки, позвонил. Пожалел, хотя сам деньги у родителей брал – студент же, учился в лесотехническом институте. Она его завлекла, а он влюбился и решил на ней жениться», – рассказал он «Комсомольской правде».
По словам родственника, они поженились без ведома родителей. «И все, дальше ее друзья обработали его, свозили в Махачкалу, где он принял ислам, иначе нельзя жениться на мусульманке. Его однозначно обработали, зомбировали, ведь он нормальный был мальчишка, развитый, спортивный», – утверждает он.
«Я разговаривал с внуком после того, как он женился, бросил институт и пошел работать, чтобы прокормить семью. Наша семья была против этой свадьбы: женщина на 10 лет старше, другой веры, немощная вся – одна нога короче другой, зубы все больные. Я спросил у него: «Дима, ты жалеешь, что уехал от нас?» Он сказал, что жалеет», – поделился дед Соколова.
Родственники Дмитрия не верят, что он мог организовать теракт: «Представьте себе, за один год пацан, который до этого подрабатывал грузчиком в магазине, вдруг стал главарем банды, опытным взрывником – это невозможно! Этому нужно учиться годами. Он, скорее всего, мелкий исполнитель. Может, гвозди там собирал, взрывчатку, курьером был – не больше», – предположил дедушка.
В свою очередь Совет муфтиев России (СМР) опроверг сообщения некоторых СМИ о том, что Асиялова и Соколов учились в московском медресе «Кяусар».
«Информация о том, что преступники, организовавшие и совершившие террористический акт в Волгограде, а именно Наида Асиялова и Дмитрий Соколов, учились в медресе «Кяусар», не соответствует действительности. Мы настоятельно просим средства массовой информации не дезинформировать телезрителей, опровергнуть ранее опубликованную информацию и принести извинения за ложь и клевету», – заявил, в частности, руководитель местной религиозной организации мусульман Чертаново «Кяусар», входящей в состав духовного управления мусульман (ДУМ) Москвы, Анар Рамазанов, слова которого приводит пресс-служба на сайте СМР.
Руководство мусульманской организации в случае игнорирования их просьбы обещает «отстаивать честное имя через суд».
Подозреваются в серии убийств
Что касается объявленных в розыск предполагаемых сообщников Асияловой Руслана Казанбиева и Курбана Омарова, то они, по сведениям газеты «Известия», подозреваются еще и в убийствах 16 человек.
Издание со ссылкой на спецслужбы сообщает, что в январе 2012 года в поселке Чапаево Кумторкалинского района Дагестана был расстрелян автомобиль, за рулем которого находился майор полиции Курбан Ахмедов, занимавший должность оперативного оперуполномоченного Центра противодействия экстремизму МВД России. Полицейский скончался на месте, а его убийц найти не удалось.
Однако уже тогда следователи предположили, что к делу могут быть причастны двое боевиков так называемой махачкалинской группировки, главой которой называют «эмира махачкалинского сектора» Арсанали Камбулатова (он же Абу Мухаммад), Руслан Казанбиев 1988 года рождения, уроженец села Новокули Новолакского района Дагестана, и его ровесник Курбан Омаров, родившийся в селе Кули Кулинского района.
В следующий раз боевики дали о себе знать в мае 2012 года. Тогда в Махачкале произошел двойной теракт на посту «Аляска-30» в Кировском районе Махачкалы. На трассе Махачкала – Астрахань силовики остановили подозрительную Lada Priora для проверки документов, которая взорвалась, едва к ней подошли сотрудники полиции.
Спустя 10 минут, как только на место ЧП подъехали оперативная группа и сотрудники МЧС, еще один террорист-смертник привел в действие уже вторую бомбу, подорвав стоявшую неподалеку «Газель». Суммарная мощность двух взрывных устройств, использованных шахидами, составила 170 кг тротила, погибло 13 и пострадало свыше 100 человек.
После этого инцидента полиция уже официально объявила в розыск Казанбиева и Омарова, а вместе с ними еще двух человек – Гусейна Мамаева 1988 года рождения (по кличке Хамза) и Расула Меджижова 1984 года рождения.
В июле этого года Казанбиев и Омаров вновь засветились в преступлении. На этот раз полиция заподозрила их в двойном убийстве на автозаправке в Махачкале. Тогда, 21 июля 2013 года, убийцы напали на владельца АЗС ТСС Джаная Шаихова и его племянника Джамбулата. Двойное убийство произошло буквально под камерами видеонаблюдения и оказалось заснято. Несмотря на это, оно также не было раскрыто.
Накануне ориентировки на Соколова, Казанбиева и Омарова передали московским полицейским. Источники в правоохранительных органах предполагают, что целью террористов может стать проведение «Русского марша».
Пострадавших стало больше
Вечером во вторник следственные органы сообщили, что завершили опознание всех погибших. В среду состоялись первые похороны жертв теракта. В этот день попрощались с двумя девушками – Юлией Приходченко и Викторией Коневой. Все расходы взяло на себя правительство области, передает РИА «Новости».
Юлию Приходченко 1991 года рождения похоронили на ее родине, в селе Степное Калачевского района. Родственники выступили категорически против присутствия на церемонии прессы.
Викторию Коневу 1993 года рождения похоронили в рабочем поселке Светлый Яр Светлоярского района области. Девушка была круглой сиротой.
Как сообщалось ранее, одну из погибших, 29-летнюю Елену Михайлову, возможно, отправят на родину, в Курскую область. Похороны жертв взрыва продолжатся в четверг. В Волгоградской области объявлен трехдневный траур.
Между тем в Минздраве России заявили, что количество пострадавших в результате взрыва в автобусе возросло. «По оперативной информации, в результате теракта пострадали 55 человек, в том числе 20 детей. Из числа пострадавших 31 человек госпитализирован (в том числе 12 детей). Амбулаторная помощь оказана 24 пострадавшим, в том числе двум детям. В учреждениях здравоохранения Волгограда продолжают находиться 27 пострадавших», – сообщается на сайте ведомства.
В Минздраве отметили, что в основном у пострадавших минно-взрывные травмы, ожоги, поражения вторичными элементами боезаряда. Все медицинские организации, оказывающие помощь пострадавшим, обеспечены кровью, плазмой и кровезаменителями, а также лекарственными препаратами в полном объеме.
Отметим, что первыми донорами крови для пострадавших стали представители дагестанской общины. Кроме того, помочь пришли и представители более 10 национальностей: казахи, чеченцы, узбеки, осетины, кабардинцы, балкарцы и другие.
Взрыв в волгоградском пассажирском автобусе произошел в понедельник днем на остановке общественного транспорта «Лесобаза». Жертвами теракта стали шесть человек. Все погибшие – молодые люди. Это четыре девушки 29, 22, 19 и 17 лет, а также двое юношей – 16 и 17 лет.
В Волгограде с 22 октября объявлен трехдневный траур, на 15 суток введен режим высокой террористической опасности. В свою очередь губернатор области Сергей Боженов пообещал семьям погибших по 1 млн рублей, тяжело пострадавшим – по 400 тыс. рублей, всем остальным пострадавшим – по 100 тыс. рублей.
Возбуждено уголовное дело о теракте. По предварительным данным СК, самоподрыв в автобусе совершила 30-летняя уроженка Дагестана Наида Асиялова. Она ранее не находилась в розыске и не привлекалась к уголовной ответственности. Но известно, что она являлась гражданской женой русского ваххабита Дмитрия Соколова. Именно Соколов подготовил пояс смертника для Мадины Алиевой, которая взорвалась 25 мая в центре Махачкалы. Также он приготовил взрывные устройства для подрыва гастрономов № 24 и «Кристалл» 4 августа в Махачкале.