Таганский суд Москвы признал виновным предпринимателя Сергея Виролайнена в нападении на редактора телеканала Russia Today Наталью Архипцеву и приговорил его к году лишения свободы, сообщает ИТАР-ТАСС.
Бизнесмена обвиняли в хулиганстве: 9 октября 2010 года пьяный мужчина в одном из столичных кафе сначала словесно оскорбил женщину, а когда та стала возмущаться, достал травматический пистолет и выстрелил ей в ногу. Виролайнен признался в содеянном, но раскаяние не помогло ему избежать тюрьмы.
Судья посчитала, что вина предпринимателя в полном объеме подтверждается исследованными в суде доказательствами. «Виролайнен действовал осмысленно и осознанно, стремясь причинить вред. Из хулиганских побуждений он использовал оружие в общественном месте, используя незначительный повод, – говорится в приговоре. – Исходя из этого, суд приходит к выводу, что его исправление невозможно без изоляции от общества».
Судья также частично удовлетворила гражданский иск журналистки и взыскала с осужденного 300 тыс. рублей в качестве компенсации причиненного вреда. Архипцева требовала с бизнесмена миллион рублей.
Отбывать наказание Виролайнен будет в колонии-поселении. Причем туда он должен следовать самостоятельно после вступления приговора в силу, а до этого момента осужденный находится под подпиской о невыезде.
Главный редактор телеканала Маргарита Симоньян рассказала газете ВЗГЛЯД, что Архипцева и вся редакция RT удовлетворены приговором: «Самое главное, что человек с большими административными возможностями от наказания не ушел и будет отбывать реальный срок», – отметила она.
Бизнесмен Сергей Виролайнен, признанный виновным в нападении на журналистку телеканала Russia Today Наталью Архипцеву, в зале Таганского суда Москвы (фото: РИА "Новости") |
Но, по словам адвоката Сергея Жорина, если бы не пристальное внимание к этой истории со стороны СМИ, вряд ли бы бизнесмен сел в тюрьму. «Дело стало резонансным, громким. К нему было привлечено внимание возмущенной общественности: как так – бизнесмен стреляет в беззащитную женщину. Дело по-иному закончиться не могло. Но когда подобные ситуации приключаются, скажем, со слесарем (где тот выступает в роли потерпевшего), стрелявшему не только не дают реального наказания, но даже не возбуждают уголовного дела, потому что об этом не напишут, слишком мелко», – рассказал газете ВЗГЛЯД юрист.
Если дело дошло до суда, то виновный какое-то наказание понесет, но оно обычно не бывает связано с лишением свободы. «Экспертиза показывает, что были нанесены легкие травмы, а не средней тяжести или тяжкие – именно за них сажают в тюрьму. Это связано с работой российских правоохранительных органов: им некогда заниматься «мелкими» преступлениями, они заняты своими, «очень важными» делами», – пояснил эксперт.
«Журналисты – сплоченная группа людей, которая имеет большой плюс: может освещать события. К сожалению, я вынужден констатировать, что если дело проходит тихо, без привлечения средств массовой информации, то оно обречено, – уверен Жорин. – Я очень рассчитываю, что в связи с введением закона «О полиции» правоохранительные органы будут работать профессиональнее, ведь милиция при любом удобном случае вносит отказ от возбуждения уголовного дела».
Жорин вспомнил историю с певцом Филиппом Киркоровым и режиссером «Золотого граммофона – 2010» Мариной Яблоковой, когда «звезда» избил женщину, а потом неожиданно заявил о своем плохом самочувствии: милиция до сих пор не ответила на заявление режиссера. «Уже прошел суд, все между собой договорились, а милиция бездействовала, хотя по закону должна возбудить или не возбудить уголовное дело в течение 10 дней. Хоть что-то пусть ответили бы, но они молчат», – удивляется Жорин.
Тем не менее журналистов не всегда спасает «привилегированность» перед остальным обществом. В качестве примера адвокат рассказал историю, когда на дне рождения телеведущей Маши Малиновской, проходившем в популярном московском клубе, спутник теледивы Виктории Лопыревой Артем Сорокин ударил по лицу журналистку телеканала РЕН-ТВ Ирину Музыку, сломал ей нос. Милиционеры располагали и показаниями свидетелей, и записями видеокамер. «Уголовное дело до сих пор не возбуждено, потому что сотрудники правопорядка до сих пор не могут провести экспертизу по степени вреда здоровью, хотя очевидно, что она около месяца пролежала в больнице. До сих пор никакого наказания», – рассказал адвокат.