Генпрокуратура РФ в среду поставила вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении генерала Минобороны РФ, уволенного в сентябре за предоставление недостоверных сведений о доходах.
У нас, к сожалению, отсутствует юридическое понятие «незаконное обогащение
Ранее, комментируя отставку генерал-майора Виктора Гайдукова, пресс-служба президента РФ отмечала, что это первый случай, когда президиум Совета при президенте по противодействию коррупции «реализовал полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности и отдельные должности федеральной государственной службы, предусмотренные указом президента от 1 июля 2010 года № 821».
«С учетом результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе, представленных генерал-майором Вооруженных сил Гайдуковым В. Н. в соответствии с указом президента от 21 сентября 2009 года № 1065, президиумом совета установлен факт нарушения государственным служащим требований к служебному поведению, выразившийся в представлении недостоверных сведений», – говорилось в сообщении.
Указом президента генерал Гайдуков был освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы.
Генпрокуратура провела проверку изложенных сведений, в ходе которой также выяснилось, что в одной из воинских частей были присвоены государственные средства. В этом подозревают генерал-майора запаса Виктора Гайдукова, который был командиром этой части.
Отметим, ранее источник «Интерфакса» в исполнительных органах Сибирского федерального округа уточнял, что Гайдуков служил в 12-м Главном управлении Министерства обороны РФ, в ведении которого находятся вопросы обеспечения ядерной безопасности в Вооруженных силах. «Он проходил службу в одной из воинских частей, дислоцирующихся в Иркутской области», – рассказал источник.
В 2006–2010 годах проводилась инженерная модернизация объектов, подчиненных Гайдукову, в рамках межправительственной программы с привлечением коммерческих структур. «Вместо подрядных организаций, в числе которых оказалась фирма, учрежденная супругой Гайдукова, значительный объем работ по его личному указанию выполнили военнослужащие с использованием техники и материальных средств части. Некоторые условия государственных контрактов не выполнены вовсе.
Вместе с тем деньги за их исполнение подрядчикам перечислены были полностью, в том числе в размере более 20 миллионов рублей фирме жены генерала. Из этой суммы почти половина в последующем была переведена на личные счета семьи Гайдуковых», – говорится в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры РФ.
Кроме того, военные прокуроры выявили факт неуплаты генерал-майором Гайдуковым налогов на сумму свыше 4 миллионов рублей с полученного им в 2008 году дохода от продажи ценных бумаг.
Материалы прокурорской проверки направлены в военные следственные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
«Антикоррупционное законодательство на определенном этапе лишило Гайдукова возможности криминального обогащения – он был уволен и остался без «заработка», – рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. – А дальше пошла правовая реакция наказания за содеянное. В принципе, в данном случае антикоррупционное законодательство сработало. Но если бы мы ратифицировали 20-ю статью 20-й Конвенции ООН против коррупции, то мы сразу на первом этапе могли начать разбирательство, в том числе уголовное. А у нас, к сожалению, отсутствует юридическое понятие «незаконное обогащение», – посетовал он.
«Если бы у нас было такое понятие, то мы, увидев, что человек живет не по средствам, могли бы сразу задать вопрос в рамках расследования – налогового или уголовного, в зависимости от суммы», – добавил председатель НАК.
В 20-й статье Конвенции ООН против коррупции («незаконное обогащение»), не ратифицированной, в отличие от других пунктов документа, российской стороной, говорится: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Напомним, в декабре 2008 года был подписан закон, обязавший председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров представлять в налоговые органы сведения не только о своих доходах, но и о доходах членов семьи – супругов и несовершеннолетних детей. Полгода спустя, 18 мая 2009 года, Дмитрий Медведев своим указом распространил эту норму на других чиновников, руководителей, заместителей и членов правления госкорпораций и их ближайших родственников.
Теперь предоставлять сведения о доходах и имуществе обязаны:
– руководство и члены правительства, главы регионов, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, руководство Счетной палаты, ЦИК и ряд других;
– лица, претендующие на получение или замещающие должности на федеральной государственной службе;
– руководители, заместители руководителей и члены правления госкорпораций, государственных фондов или иных организаций, созданных Российской Федерацией. В их число вошли, в частности, Ростехнологии, Нанотех, ВЭБ, Фонд по страхованию вкладов, Фонд содействия развитию ЖКХ и другие.
В июле этого года на заседании Совета законодателей Дмитрий Медведев заявил, что результаты кампании по борьбе с коррупцией оставляют желать лучшего.
«Очевидно, что состоянием борьбы с коррупцией, противодействия коррупции не доволен никто – ни наши граждане, которые считают коррупцию одной из самых серьезных проблем, одним из самых больших вызовов нашему государству, ни чиновники, ни сами коррупционеры. Дело в том, что пока никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу», – констатировал глава государства, предложив парламентариям подумать о дополнительных мерах противодействия взяточничеству, и даже озвучил некоторые из них.
Так, по мнению президента, внимания законодателей заслуживает идея введения так называемых кратных штрафов за совершение коррупционных преступлений. «К ней по-разному относятся, я получил доклад на эту тему о том, что не надо их вводить, но я предлагаю парламенту – Совету Федерации и Госдуме – все-таки на эту тему поразмышлять», – сказал Медведев.