Сейчас на позициях в Японском море находятся два американских ракетных эсминца, оснащенные боевой противоракетной системой AEGIS, группировка перехватчиков завершает боевое развертывание.
Ядерной боеголовки подходящих массогабаритных характеристик у северных корейцев нет
Объект перехвата – двухступенчатая ракета-носитель типа «Тэпходон-2» (TD-2) дальностью полета, по разным сведениям, от 4 до 8 тыс. км, что при нижнем значении дальности позволяет ей поражать цели на западном побережье США, а в случае верхнего значения – и на значительной ее глубине.
Вопрос «чем поражать?» имеет сегодня лишь один разумный ответ – страхом, психологическим эффектом. Ядерной боеголовки подходящих массогабаритных характеристик у северных корейцев нет и вряд ли когда будет. Впрочем, в качестве альтернативы последователи идей чучхе вполне могут начинить боевую часть штаммами смертоносных бактерий и вирусов, в разработке которых, по некоторым сведениям, они продвинулись довольно далеко.
Готовящаяся к старту ракета довольно близка по характеристикам к китайской баллистической ракете средней дальности типа Dongfeng-3/-4. В ее первой ступени были использованы китайские двигатели или их копии, полагают некоторые западные эксперты. Разработка «Тэпходон» велась с начала 1990-х годов совестно с Ираном: считается, что иранская «Шахаб-5», с помощью которой страна вывела недавно на орбиту массогабаритный макет спутника, является версией северокорейского носителя.
Между тем первый старт TD-2, состоявшийся 4 июля 2006 года, закончился неудачно: носитель взорвался на восьмой минуте полета, при этом часть его обломков была обнаружена «на той стороне» Японских островов, в Тихом океане. То, что ракета недружественного государства перелетела японскую территорию, очень напугало тогда местную общественность: правительству пришлось срочно закупать в США дополнительно шесть батарей «Пэтриотов-3».
По мнению Америки, ракетные силы КНДР помимо тактических ракет малой дальности располагают на сегодняшний день 25–30 ракетами «Тэпходон-1» дальностью действия 1500–2000 км (иранский аналог – «Шахаб-3/-4») и 1–2 «Тэпходон-2». Один из этих носителей был установлен в четверг на ракетном полигоне Мусудан, находящимся в 20 км от побережья Японского моря.
Возвращаясь к кораблям США и Японии, стоит отметить, что они оснащены одной из самых совершенных систем ПРО в мире и, безусловно, самой совершенной системой морского базирования. РЛС AN/SPY-1 системы «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за 250–300 целями и одновременный обстрел 18 из них.
«Тэпходон-2» будет перехвачен с помощью противоракет SM-3 (на фото) |
Кстати, корабли, оснащенные «Иджис», легко опознаются по четырем большим панелям фазированных антенных решеток РЛС, расположенных по сторонам надстройки корабля. Благодаря большому количеству отслеживаемых целей «Иджис» сложно «обмануть», перенасытив каналы управления ложными целями. США располагают 107 кораблями, оснащенными «Иджис», кроме того, корабли этого класса есть у Испании, Норвегии, Южной Кореи, Японии и вскоре появятся у Австралии.
Самое примечательное в системе – ее ракеты RIM-161 Standard Missile Mk.3 (SM-3). Эта шестиметровая жидкостная ракета предназначена, прежде всего, для противовоздушной обороны, однако в последних модификациях обладает значительными противоракетными и противоспутниковыми возможностями.
Единственный ее ближайший аналог – дальнобойная ракета российского сухопутного комплекса С-400 «Триумф», впрочем, морской вариант «Триумфа» находится сейчас в разработке. Особенность SM-3 в том, что они могут запускаться из универсальных вертикальных шахт Mk.41, из которых стартуют также крылатые «Томагавки» и противокорабельные «Гарпуны».
Если не случится чуда, шансов оказаться на орбите у северокорейского спутника нет
Некоторые американские корабли (например, эсминцы класса Arleigh Burke) несут до 90 таких установок, поэтому установить точное количество SM-3 в их боекомплекте не представляется возможным, оно меняется в зависимости от решаемых задач.
Противоспутниковые возможности система Ageis с ракетами SM-3 доказала 14 февраля прошлого года, когда две ракеты, выпущенные с эсминца USS Lake Erie, поразили аварийный разведывательный спутник USA-193. Перехват произошел в 240 км над поверхностью земли, за несколько секунд до входа спутника в атмосферу.
Правда, согласно некоторым источникам, тогда были применены специально модернизированные ракеты, но в рассматриваемом случае годятся и обычные.
Несколько слов стоит сказать о японских Patriot PAC-3. Единственное их назначение в данном случае – выполнять функцию фигового листа. «Пэтриоты» последних выпусков действительно способны перехватывать ракеты, но речь идет о ракетах тактических и оперативно-тактических.
Предельный рубеж перехвата РАС-3 – 85 км по дальности, и максимум, что смогут сделать японцы, – отстреляться для галочки по падающим разгонным блокам «Тэпхэдона-2» и снять на эту тему очень героическое аниме.
Впрочем, эсминец Морских сил самообороны DDG 177 Atago, по некоторым сведениям, получил в конце 2007 года полный боекомплект новейших SM-3, и, по сведениям «Асахи Симбун», он готовится сейчас к выходу в море, однако не факт, что «большой брат» уступит партнеру право первого выстрела.
Исходя из известных параметров, можно составить примерную схему перехвата северокорейской ракеты. Морская граница в водах, омывающих северокорейское побережье в районе космодрома, не демаркирована, однако Пхеньян считает ее линией, проходящей в 40 морских милях (~75 км) от ближайшей точки побережья, и американцы без крайней необходимости стараются ее не нарушать.
Учитывая известную дальность обнаружения радаров комплекса «Иджис» (~200 км) и расстояние до пусковой площадки (20 км), на расстоянии не более 105 км от 75-килметровой зоны вод КНДР расположится один из дозорных кораблей, оснащенных «Иджисами». В зависимости от обстановки он может выполнить перехват самостоятельно или передать по общей системе обмена данными информацию целеуказания остальным кораблям. Впрочем, это может быть и обычный корабль радиодозора.
Корейцы осуществляют пуски своих ракет большой дальности в сторону Японских островов в северо-западном направлении так, чтобы разгонные блоки падали в 250–90 км от берегов Японии, а полезная нагрузка или вторая ступень в случае неудачи – в Тихий океан. Пуск производится под углом к горизонту 65–80 градусов, при этом собственно территорию Японии, согласно простым подсчетам, северокорейские ракеты должны пересекать на высотах 100 и более км. Это важный параметр, поскольку по международным договоренностям высота 100 км считается нижней границей космического пространства.
Если США все-таки не отважатся сбивать «Тепходон» на взлете, корабли, осуществляющие перехват, рационально расположить в районе падения нижних ступеней корейских ракет, километрах в 120 от японских берегов, немного в стороне от известных траекторий пуска северокорейцев.
На этом участке высота полета носителя составляет 80–90 км, а углы встречи перехватчика с целью наиболее выгодные. Перехват осуществляется практически в полигонных условиях, со 100-процентной вероятностью.
Учитывая, что в течение минуты из шахт корабля могут стартовать четыре SM-3, можно сделать однозначный вывод: если не случится чуда, шансов оказаться на орбите у северокорейского спутника нет. Впрочем, они и так невелики, учитывая крайне низкую надежность ракет чучхе.