В пятницу западные СМИ растиражировали сообщение о том, что российский самолет Ил-38 совершил пролет над авианосцем «Джон К. Стеннис» (John C. Stennis), выполняющим задачи в Японском море, в 80 морских милях от южнокорейского города Пхохан.
Западные партнеры отвыкли от простого факта: каждый выход в море АУГ сопровождается ответными действиями российской авиации
Сообщается, что инцидент произошел во вторник: два российских самолета, опознанные в коде НАТО как Bear, совершили облет флагмана авианосной ударной группы (АУГ) – корабля управления «Блю Ридж» (Blue Ridge). На перехват российских самолетов были подняты палубные истребители F-18.
Между тем представители ВМФ РФ выступили с опровержением этой информации.
«Летчики патрульной авиации Тихоокеанского флота выполняли задачи по обеспечению безопасности морской границы России в районе Японского моря, во время нахождения там американских кораблей. При этом никаких нарушений не было. На опасно близкое для безопасности самолетов и кораблей расстояние они не приближались, действуя строго в рамках международных правил», – цитирует РИА «Новости» слова источника в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ).
Авианосец USS John C. Stennis, бортовой номер CVN-74, является седьмым по счету кораблем класса «Честер У. Нимиц» (Chester W. Nimic). Корабль вошел в строй в марте 1995 года и на сегодня является одним из самых современных авианосцев ВМФ США. Корабль участвует в 12-дневных учениях американского флота у берегов Северной Кореи, которые наблюдатели связывают с предстоящими северокорейскими испытаниями баллистических ракет большой дальности. Напомним, что Соединенные Штаты пригрозили сбить северокорейскую ракету, если Вашингтону не понравятся параметры пуска носителя.
Первый запуск ракеты с дальностью полета 6,7 тыс. км был осуществлен в июле 2006 года. В тот раз она упала в море вскоре после запуска, однако теоретически ракета может поражать цели на территории США. Как сообщает газета «Санкэй Симбун» со ссылкой на анонимный источник в японском правительстве, старт должен состояться с 6-го по 8 апреля.
Северокорейский космодром Мусудан находится близ границы с КНР в провинции Кенсан-Пукто, примерно в 20 км от побережья Японского моря. При любых параметрах старта разгонный участок ракеты (предположительно, типа «Тэпудон-2») будет пролегать над морем, где она вполне может стать добычей американских противоракетных комплексов морского базирования Ageis. В том, что такой перехват возможен, сомнений практически нет: 21 февраля 2008 года ракета SM-3 была выпущена с эсминца USS Lake Erie (бортовой CG-70) и поразила находящийся на высоте 247 километров аварийный разведывательный спутник USA-193, двигающийся со скоростью 27,3 тыс. км/ч.
Впрочем, России нет никакого дела до ракетных амбиций Пхеньяна. Гораздо важнее то, что американские маневры происходят буквально в паре сотен километров от Владивостока, и что бы американцы ни делали у наших границ, присматривать за ними необходимо. Прежде, во времена СССР, такие взаимные облеты авианосных ударных групп были правилом.
В дембельских альбомах советских моряков можно найти сотни фотографий пары натовских «Фантомов», совершающих проход на уровне летной палубы «Баку» или «Минска». Не меньше подобных фото можно найти в Интернете с американской стороны. Между тем, как и любые полеты, они были связаны с колоссальным риском. В частности, в мае 1968 года после облета авианосца USS Exeter произошло крушение разведчика Ту-16.
Тем не менее тогда подобные визиты ни у кого удивления не вызывали, а если фотографии и появлялись в специализированных изданиях, то исключительно ради того, чтобы показать очередную модификацию самолета-визитера.
Ил-38 никогда не претендовал на роль «убийцы авианосцев» – это базовый патрульный самолет
В 1990-е такие полеты практически сошли на нет. С одной стороны, российские авианесущие крейсеры были пущены «на иголки», и американской стороне стало просто не за кем присматривать. С другой, полеты российской авиации, пожирающие сотни и тысячи (в случае массовости таких полетов) тонн высококачественного топлива, практически сошли на нет. Западные партнеры элементарно отвыкли от простого факта: каждый выход в море АУГ сопровождается ответными действиями российской авиации.
Тут необходимо небольшое отступление. Создание полноценного авианесущего корабля и палубных самолетов для него требует многолетнего опыта и колоссальных затрат, которые по карману только сверхдержаве. СССР, будучи сверхдержавой, смог усилиями всего Союза построить только один такой корабль – «Адмирал Кузнецов». Военная концепция СССР предусматривала другие способы нейтрализации АУГ противника: малозаметные подводные лодки-охотники и самолеты, вооруженные дальнобойными высокоточными ракетами.
Ил-38 никогда не претендовал на роль «убийцы авианосцев» – это базовый патрульный самолет, противолодочный и морской разведчик. Как и многие машины аналогичного назначения (например, американский P-3 Orion). Его предком был «курортный» авиалайнер Ил-18. Противокорабельные возможности Ил-38 крайне ограниченны: его основная задача – самостоятельный поиск и уничтожение подводных лодок. Кстати, лодки-охотники входят и в состав АУГ.
Иное дело, самолеты, опознанные наблюдателями как Bear. По классификации НАТО, к ним относятся как стратегические ракетоносцы Ту-95, так и дальние противолодочные самолеты Ту-142. «Медведи» сложно различимы внешне, тем более что основной российский «стратег» Ту-95МС является прямым потомком противокорабельного самолета. Оба бомбардировщика несут достаточно солидное вооружение, способное отправить на дно с одного попадания как минимум крейсер.
Очевидно, что старт носителей потенциально опасного оружия был отслежен американской разведкой со взлетной полосы – иначе американским адмиралам с их возможностями следует подать в отставку. Понятно, что пролет над авианосцем и подъем на перехват истребителей F-18 носит ритуальный характер: обе стороны отработали текущие учебные задания. В 1980-е годы текущий эпизод даже не попал бы в СМИ. Но на дворе – XXI век, и нашим партнерам придется привыкать к простой мысли. Россия вернулась в океаны и обязана присматривать за военной активностью иностранных флотов у своих границ.