«Мы сопровождаем российский бизнес в оранжевых и красных зонах», – говорит мужчина средних лет, сидя за длинным столом в огромном пустом зале. Перед ним ударопрочный ноутбук. За спиной – карта мира, на которой отмечены места работы.
Больше всего кнопок воткнуто в красно-оранжевый район Ближнего Востока. Компания «Рускорп» была основана в 2007 году, хотя фактически этим бизнесом ее основатели занимаются намного дольше.
Экспансия российского бизнеса будет происходить по всему миру, и наш бизнесмен должен уверенно чувствовать себя в любой стране
– Поясните, что значит эта цветовая градация?
– Красный и оранжевый цвета – это определение горячих точек мира по американский схеме. Красный означает состояние войны, открытые вооруженные конфликты, как в Ираке или Афганистане. Оранжевая зона сигнализирует о напряженной обстановке в стране, например пред- или послевоенном состоянии, которое отличается нестабильной экономикой с высоким уровнем ОПГ, наличием террористической угрозы. Такие зоны могут встречаться в Африке, да и в некоторых развитых странах. В России, в частности, красные очаги были в Чечне.
– В каких горячих точках вы работаете?
– Сейчас мы достаточно плотно работаем по сопровождению российского бизнеса в Ираке, наши фирмы пока неактивно – ввиду многочисленных объективных причин, – но возвращаются в эту страну. Ни для кого не секрет, что многие годы Россия была одним из основных партнеров Ирака по нефти и газу. После иракской войны тенденция была нарушена. Сейчас и иракское, и российское правительства надеются, что деловые контакты будут возобновлены.
Мы беремся за работу в Ираке, потому что кроме нас этого практически никто не делает – это одна из самых рискованных зон в мире. Нам важно научиться работать в таких жестких условиях.
Кстати, американские подразделения в Ираке через специально созданные армейские центры взаимодействуют с такими компаниями, как наша. Все бизнес-проекты, включая конвой поставок для вооруженных сил, отданы частным фирмам. Это новая тенденция в ведении войны: армейские подразделения решают только военные задачи.
– То есть вы работаете исключительно «там, где стреляют»?
– Нет, в первую очередь мы ориентируемся не на зоны угрозы, а на интересы частного бизнеса. Мы уверены, что так или иначе экспансия российского бизнеса будет происходить по всему миру, и наш предприниматель должен уверенно чувствовать себя в любой стране. Для этого ему нужны такие компании, как наша. Тогда он сможет принимать адекватные решения, а не идти на поводу у обстоятельств.
На Западе компании, сопровождающие бизнес за рубежом, не в новинку. Иностранный бизнесмен, приходя в любую, даже благополучную, страну, нанимает консультантов, чтобы обеспечить сохранность бизнеса. Ведь в любой стране есть мошенники, организованная преступность... Ни одна страховая компания не даст страховку на сотрудников, проживающих за рубежом, без сопровождения таких компаний.
Российские же бизнесмены только подходят к пониманию того, что нельзя купить где-то бизнес, а уже потом начать думать, как его защищать. Поэтому мы хотели создать компанию, которая обеспечивает безопасность не какими-то спецгруппами, наскоком, а создать системный подход, рассматривающий все варианты рисков.
Мы создаем клиенту представление того, что происходит в стране, занимаемся проверкой добропорядочности партнеров, бизнес-разведкой. Так что, когда мы говорим «безопасность», мы имеем в виду не только устранение угрозы для здоровья и жизни сотрудников. Мы оцениваем бюджеты и риски и в итоге даем рекомендацию, стоит ли вообще начинать дело в существующих условиях.
Сотрудники компании «Рускорп» во время выполнения задания |
– Многие прибыльные проекты развиваются не только в зонах, где всё хорошо, но и в тех местах, где существуют риски для персонала, опасность потери инвестиций и т.д. Такие страны сбрасывать со счетов нельзя: российские компании могут и должны работать и в таких регионах. Продукция, которую предлагают российские компании, очень конкурентоспособна, и зачастую отечественных бизнесменов останавливают лишь большие сложности в обеспечении безопасности персонала или всего проекта.
– Что делали российские бизнесмены, пока не появилась ваша компания?
– Нанимали иностранные компании. У нас есть партнерские организации, но других российских компаний, которые были бы ориентированы на обеспечение безопасности за рубежом, фактически не существует. Есть службы безопасности самих компаний, но они в основном опираются на зарубежных партнеров. Предположим, металлургической компании, которая покупает бизнес где-то за рубежом, скажем в Африке, приходится опираться на иностранцев, потому что наши не подготовлены к такой работе.
– Сотрудничаете ли вы с аналогичными иностранными компаниями?
– Разумеется. Кроме того, не буду лукавить, мы перенимаем их опыт. Мы готовы помогать российскому бизнесу в любой точке мира, но не можем делать это силами только российских сотрудников (и если кто-то вам скажет, что решает все задачи в любой стране силами только россиян, вам стоит сразу же уходить: это невозможно). Мы готовим своих сотрудников и опираемся на опыт американских и европейских коллег. Конкуренцию мы им составить пока не можем, поэтому отношение к нам самое благожелательное. Но и мы в свою очередь помогаем многим компаниям работать в России. У нас сложился ассоциативный подход. Мы часто проводим консультации по правомочности тех или иных действий: очень важно знать законы той или иной страны и стараться их не нарушать.
– Сколько стоят ваши услуги?
– Чтобы обозначить порядок, скажу: мы не работаем с клиентами со стороны. Наша компания принимает новых клиентов только по рекомендациям уже известных нам клиентов либо по рекомендации наших сотрудников. Мы недешевая компания, хотя наши услуги стоят существенно меньше, чем у американцев и англичан. Мы хотим встать с ними в один ряд, поэтому держим планку высоко, в том числе и в бюджете. В этом бизнесе всё стоит денег, а безопасность не терпит ошибок.