Эпсилон Тельца (ε Tauri, HD 28305, традиционные названия: Глаз быка, Аин (арабск.), Коронис (греч.)) превосходит Солнце по массе примерно в 3 раза, по объему – в 13 раз, а по яркости – в 155 и является оранжевым карликом спектрального класса К0.
130 световых лет от Земли
Если у гиганта есть крупные спутники, то, исходя из анализа его орбиты, они автоматически попадают в список объектов, на которых возможно существование жизни
Желтовато-оранжевые звезды класса К составляют большинство из видимых на небе невооруженным глазом. Аин входит в состав звездного скопления Гиады (группа звезд, расположенных в пространстве более-менее компактно и имеющих общее происхождение) и находится на сравнительно небольшом расстоянии от Солнца – всего 130 световых лет.
Кроме того, поскольку звезда находится в плоскости эклиптики (воображаемая плоскость, в которой лежат орбиты большинства планет Солнечной системы), то периодически наблюдаются затмения Аин Луной, реже – планетами и астероидами. Такие наблюдения дают немало полезной информации планетологам: так, кольца планет-гигантов (кроме Сатурна, они были известны еще Галилею) впервые были обнаружены при затмении Ураном одной из таких звезд.
Благодаря развитию космической астрономии планеты за пределами Солнечной системы (extrasolaris planet) в последнее время открывают едва ли не пачками, хотя лет 25 назад достоверно не было известно ни об одной. И сделано это открытие было самым обыкновенным способом, каким открывали планеты еще в XVIII веке, во времена сэра Уильяма Гершеля, первооткрывателя Урана, – путем математических вычислений.
Правда, наблюдательный инструмент японские астрономы использовали очень солидный – телескоп с диаметром зеркала 1,88 м. Но методика, оправдавшая себя за без малого два столетия, практически не изменилась.
Математика помогает астрономии
Иоганн Кеплер |
Законы небесной механики, открытые на излете Средневековья великим астрономом Иоганном Кеплером, с потрясающей точностью (которая зависит лишь от погрешности измерений) позволяют вычислить траектории движения относительно друг друга тел, находящихся в свободном пространстве и связанных друг с другом силами тяготения.
Отклонения от найденной математически орбиты, скорее всего, означают, что в системе присутствует еще одно тело или тела. Собственно, таким образом – по возмущениям орбитального движения – и были открыты все планеты Солнечной системы, чьи орбиты лежат дальше орбиты Сатурна.
Однако с одиночными звездами ситуация обстоит несколько иначе. Для того чтобы определить параметры их собственного движения (например, относительно центра Галактики), требуются непрерывные наблюдения в течение тысяч лет, а для звезд, удаленных на десятки тысяч световых лет, – и миллионы. Не так обстоят дела со звездами, образующими пары, – таких в нашей Галактике много, если не большинство. Пары имеют общий центр масс, относительно которого светила и совершают свое движение (помимо движения относительно других звезд).
Элементы орбит для многих пар известны и даже используются для различных астрономических вычислений. Совсем хорошо, когда двойная звезда находится на небольшом расстоянии от Земли: тогда элементы ее орбиты могут быть вычислены довольно быстро, например путем сличения положения объекта на снимках, сделанных в разное время. Собственно, Аин и оказалась таким «идеальным» случаем.
Японскими учеными было замечено, что раз в 595 дней движение звезды отличается от теоретически предсказанного – звезда смещается под действием притяжения планеты-гиганта, получившей предварительное наименование eps Tauris b. Иных инструментальных подтверждений существования планеты пока не найдено, однако не приходится сомневаться: она существует.
Наверное, это открытие не привлекло бы внимание СМИ, если бы не два обстоятельства: оно сделано методами наземной астрономии (причем довольно консервативными, несмотря на сложность используемой инструментальной базы) и не американскими учеными, которые, благодаря относительно неплохому финансированию и приоритетному доступу к космическим обсерваториям, лидируют в области открытия экстрасолярных планет.
Кроме того, планета крупная и близкая – возможно, в будущем ученым удастся получить ее снимки. А если у гиганта есть крупные спутники, то, исходя из анализа его орбиты, они автоматически попадают в список объектов, на которых возможно существование жизни.