В 2007 году вся система образования будет переведена на нормативное финансирование. Фурсенко пояснил, что при такой системе финансирования деньги, которые выплачиваются из госбюджета школе, будут напрямую зависеть от наполняемости классов.
От каждого по способностям
Со следующего года согласно указу президента будет выделено 10 тысяч грантов для лучших учителей
«Неправильно, – подчеркнул министр, – выплачивать одни и те же суммы двум одинаковым школам, в одной из которых наполняемость составляет 55%, а в другой не дотягивает и до 20».
Кроме того, в 2006 году будет осуществлен переход на отраслевую оплату труда. По словам главы Минобрнауки, «теперь зарплата учителя не будет зависеть только от того, сколько часов он провел в классе». «Решающими факторами, – подчеркнул он, – станут его внеклассная работа, умение общаться с детьми, интересные уроки и внеклассные мероприятия и многое другое».
Одну из главных ролей в улучшении материального положения российского учительства сыграет и введение доплаты за классное руководство. «Эта выплата составит от тысячи рублей в зависимости от наполнения класса», – уточнил Фурсенко. «И наконец, со следующего года согласно указу президента будет выделено 10 тысяч грантов для лучших учителей», – сообщил министр, передает ИТАР-ТАСС.
Также Министерство образования и науки РФ начало работу над вопросом о переходе к обязательному 11-летнему образованию и линейной системе преподавания гуманитарных наук. Об этом в воскресенье также сообщил Андрей Фурсенко. «Делать все это жестким декретом невозможно, – подчеркнул министр, - поэтому сначала должны быть разработаны соответствующие стандарты».
Комнаты для милиционеров
Вопрос безопасности в российских школах - один из важнейших (фото ИТАР-ТАСС) |
Переход к линейной системе образования «в качестве эксперимента мы должны начать со следующего учебного года», сказал Фурсенко. Министр не исключил проведения эксперимента совместно со столичным Департаментом образования, «чтобы посмотреть, как это работает, как это сделать безболезненно для школ и детей». По мнению Фурсенко, изменения в системе образования «будут постоянными, и ничего ужасного в этом нет». «Жизнь и требования времени, экономики, общества меняются, и мы должны где-то подстраиваться под них, а где-то задавать темп развитию экономики, общества и страны в целом», – заметил он.
А вот в свете бесланской трагедии, произошедшей год назад, когда на линейке были захвачены в заложники все присутствующие, министр образования глубоко озаботился вопросом безопасности в российских школах и выступил с инициативой введения должности «школьных участковых». «Когда мы говорим о комнатах для милиционеров в школах, мы не имеем в виду, что нужно создать кутузку. Речь идет о том, что для полноценной работы представителя органов внутренних дел необходимо место, где он мог бы спокойно поговорить с учениками, учителями, родителями», – сказал министр Фурсенко.
По его словам, появление школьных участковых поможет решить многие проблемы – в частности, наркоманию. Фурсенко отметил, что подобный опыт в Хабаровске и Краснодаре отлично себя зарекомендовал, сообщает РИА «Новости». Фурсенко отметил, что глава МВД Рашид Нургалиев уже дал согласие направить на должность школьных участковых милиционеров в звании майора.
Негуманитарные экзамены
Но самой главной реформой последних лет Министерства образования является проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) практически по всей стране. Благодаря этой реформе выпускники 11-х классов общеобразовательных учреждений имеют возможность сдавать экзамены государственной (итоговой) аттестации по ряду предметов в форме Единого государственного экзамена, а его результаты засчитываются вузами в качестве результатов вступительных испытаний.
Однако, по мнению многих педагогов России, тесты ЕГЭ по гуманитарным предметам далеки от совершенства. Эти тесты якобы не позволяют «полностью раскрыть знания ученика, показать его патриотическое воспитание, эрудированность в различных областях науки». Во многих зарубежных странах система ЕГЭ хоть и внедрена, но не является единственной и безальтернативной. В США тесты, подобные российскому варианту, учащиеся неоднократно проходят в течение года перед окончанием школы. Кроме того, результаты этого испытания являются не единственным условием поступления в вуз – абитуриенты представляют рекомендательные письма и личные характеристики.