В пятницу стало известно, что финские таможенники расследуют предполагаемую попытку контрабанды российских запчастей для танков в Сирию. Как передает РИА «Новости» со ссылкой на агентство «Рейтер», контейнер был обнаружен на судне Finnsun финской компании Finnlines еще 8 января. Причем обнаружили его бельгийские таможенники в Антверпене. Поскольку Евросоюз запрещает поставлять оружие в Сирию, оборудование было конфисковано.
Если это танк Т-55, то у него двигатель может быть Ярославского тракторного завода. И поэтому таможенники могут рассмотреть его как танковый
Позже сама Finnlines разъяснила, что контейнер был отправлен из Петербурга на Finnsun через финский порт Котка в бельгийский Антверпен.
Судно вышло из Петербурга 20 декабря, а содержимое контейнера было обнаружено в порту Антверпена 3 января «в ходе обычного таможенного досмотра грузовых контейнеров на борту». Как оправдывается компания, «в соответствии с финским законом Finnlines не могла отправить контейнер в Санкт-Петербург, из-за чего было решено немедленно привезти его обратно в Хельсинки для разбирательства, доставив напрямую финским таможенным властям, что и было сделано 9 января в хельсинкском порту Вуосаари».
Факт конфискации «Фонтанке.fi» подтвердил руководитель следственной группы финской таможни Петри Лоунатмаа. «Корабль судоходной компании Finnlines, на котором находился контейнер с этим грузом, вышел из Санкт-Петербурга, конечный маршрут судна мы не уточняем, однако из декларации следует, что это коммерческий груз, следовавший из России в Сирию», – сказал он.
По его словам, финские следователи работают в контакте с правоохранительными органами нескольких стран. «Мы проинформировали также российских коллег», – говорит Лоунатмаа. Сейчас по делу допрошены несколько членов экипажа. «Все, кого мы допросили, являются гражданами Финляндии», – добавил он.
«Поставка, перемещение и вывоз с территории Финляндии в Сирию запасных частей к танкам, содержавшихся в контейнере, запрещены на основании решения Совета ЕС», – сообщила пресс-служба финской таможни. Новую информацию по делу она пообещала теперь не раньше середины марта.
Операция «Перехват»
Напомним, что последний аналогичный случай произошел в октябре, когда турецкие ВВС посадили в Анкаре сирийский гражданский борт с 35 пассажирами, который летел из Москвы в Дамаск. По версии Анкары, на борту был перехвачен военный груз. Операция вызвала скандал в отношениях России и Турции.
В июне прошлого года госсекретарь США Хиллари Клинтон обвинила Москву в том, что та поставляет Сирии вооружения в обход санкций ООН. Это произошло после того, как у берегов Шотландии было остановлено российское судно Alaed с вертолетами и другим оружием для Сирии.
Несмотря на то что вертолеты оказались не новыми, а отремонтированными в рамках не подпадающего под международные санкции прежнего контракта, британские страховщики по рекомендации правительства аннулировали страховку владельца Alaed. Судну пришлось вернуться в Россию.
Еще раньше, 10 января прошлого года, в порту Лимасола было задержано судно Chariot, принадлежавшее российской судовой компании Westberg Ltd (ходит под флагом Сент-Винсента и Гренадин). Судно не планировало остановку на Кипре и было вынуждено зайти туда из-за шторма. Кипрская печать объявила, что судно везло оружие и боеприпасы из России в Сирию.
Власти Кипра провели досмотр судна, но о его итогах не сообщили. Позднее судну позволили дозаправиться и отпустили. Спустя несколько недель появилась информация, что Chariot доставило несколько тонн боеприпасов сирийским властям.
«Элемент информационной войны»
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко предлагает дождаться официальных разъяснений российской стороны. «Здесь мы можем только гадать, учитывая ситуацию, которая объясняет мотивацию одной стороны», – сказал Коротченко газете ВЗГЛЯД.
Эксперт пояснил, что ситуация может быть похожей на ту, когда сирийские мятежники продемонстрировали прессе документы якобы убитого в Сирии российского генерала, который позднее «благополучно воскрес в Подмосковье». «Пока непонятно, с чем мы имеем дело: либо с реальным фактом, либо с элементом информационной войны. Мы знаем, что вокруг Сирии события нагнетаются определенным образом», – отметил эксперт.
В свою очередь директор программы по обычным вооружениям ПИР-центра Вадим Козюлин не исключает, что сообщения из Хельсинки – правда. У России подобные проблемы возникают не первый раз. Козюлин пояснил, что российские корабли не могут по пути к Сирии миновать порты стран НАТО или ЕС.
«На моей памяти это будет третьим случаем, попавшим в печать. Проблема в том, что все пути в Сирию лежат через страны ЕС либо НАТО. Есть вариант лететь над Ираком, который не разрешает такого рода пролеты – под давлением США. Одним словом, сегодня это больное место для российских экспортеров вооружений», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.
Козюлин напоминает, что Кипр отпустил судно Chariot под обязательство капитана, что оно пойдет в другой порт. «Он ушел в другой порт, но тоже в сирийский. Слово капитан сдержал, но кипрских таможенников подставил, потому как впоследствии в ЕС было крупное разбирательство. Кипр как член Евросоюза должен был выполнять эмбарго, в том числе на поставки вооружений в Сирию транзитом. Но тогда у ЕС была патовая ситуация. В законе говорилось, что нельзя пропускать, но что делать с грузом – не уточнялось. Видимо, в ЕС теперь приняли решение такой груз конфисковать, что и сделали на этот раз финские таможенники», – предположил эксперт.
При этом эксперт указывает, что поставки запчастей могут быть как легальными, так и нет. «Это могут быть запчасти двойного назначения. Например, если это танк Т-55, то у него двигатель может быть Ярославского тракторного завода. И поэтому таможенники могут рассмотреть его как танковый, а завод – поставлять как тракторный», – пояснил эксперт.
Козюлин считает, что раз таможенники конфисковали груз, то они сочли запчасти военными и тем самым выполнили финское законодательство. «Россияне тоже не нарушают закон, поскольку формально международного запрета ООН на поставку Сирии такого вооружения нет», – отметил он.
Избежать подобных споров помогло бы принятие международного договора о торговле оружием, полагает Козюлин. Во второй половине марта проект этого документа будет рассматриваться в ООН.
«Среди прочего в проекте договора есть положение о том, что вооружения не будут поставляться в страны, где идут конфликты и где совершаются серьезные нарушения прав человека. Поставщики будут отказываться от дестабилизирующих поставок. Если такой договор будет принят, Россия поставит под ним подпись, а затем ратифицирует, то автоматически такого рода поставки в России тоже будут вне закона», – рассказал Козюлин.
В минувшую среду глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин заявил, что Сирия занимает 13–14-е место в объеме экспорта российского оружия и у компании еще остались невыполненные контракты с Сирией. Информацию о них он раскрывать не стал.