ОДКБ продолжит свое существование и без Узбекистана, накануне объявившего о приостановлении своего членства в организации.
Ташкент уже давно де-факто прекратил участвовать в деятельности ОДКБ, а сейчас оформил это де-юре
«Мы будем, как и раньше, вместе с нашими союзниками предпринимать все необходимые шаги по укреплению военной составляющей ОДКБ и обеспечению безопасности на ее пространстве», – заявил в пятницу начальник Генштаба РФ Николай Макаров.
Смена курса
Источники в самом Ташкенте пояснили, что власти страны решились пойти на такой шаг из-за того, что их, в частности, не устраивают стратегические планы организации на афганском направлении. «В Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте», – рассказал «Коммерсанту» источник в МИД Узбекистана.
Наблюдатели, впрочем, увидели в случившемся намерение Узбекистана сблизиться с США.
Напомним, членство в ОДКБ налагало на участников договора ряд ограничений. Например, запрещало единолично принимать решение о размещении на территории одного из государств-членов иностранных военных баз. Наиболее рьяным критиком такого ограничения был именно Ташкент, который, по некоторым данным, не прочь возродить на своей территории американскую военную базу.
Так, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в разговоре с газетой ВЗГЛЯД ранее отметил, что Ташкент достаточно активно пытался сблизиться с американцами в последнее время, но ему это не очень удавалось. «Мы понимаем, что геополитика – это такая вещь, где романтические эмоции не к месту. И поэтому формальное сближение будет, но без особой любви и уважения. Если это Каримову надо, то ради бога», – заключил он.
С ним согласен первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга запаса Константин Сивков. «Выход Узбекистана из ОДКБ означает только одно: узбекская правящая верхушка взяла курс на сближение с США и НАТО», – заявил газете ВЗГЛЯД Сивков.
Впрочем, с американцами у Узбекистана тоже не все складывалось гладко. Так, в феврале этого года в НАТО жаловались, что Ташкент запросил завышенную цену за открытие транзита афганских грузов. Конкретные цифры не назывались, однако в целом транзит через среднеазиатские страны и так обходился ежегодно США в полмиллиарда долларов. При этом ради транзита Вашингтон успел пойти и на некоторые уступки Узбекистану, сняв для него ограничения на военную помощь. Тем не менее, в начале июня было объявлено, что соглашение между США и Узбекистаном по вопросу транзита достигнуто.
Лучше меньше
Для России решение Ташкента выйти из организации не стало сюрпризом. «Позиция Узбекистана в отношении ОДКБ в последние годы вызывала настороженность российского военного руководства. Узбекистан или вообще не принимал участие во встречах глав государств и руководителей Минобороны стран ОДКБ, или принимал, но не подписывал никаких документов. Таким образом, Ташкент уже давно де-факто прекратил участвовать в деятельности ОДКБ, а сейчас оформил это де-юре», – приводит слова Макарова «Интерфакс».
Хотя глава Генштаба признал, что в данном решении Узбекистана много отрицательных моментов, однако подчеркнул, что серьезно на ОДКБ это не отразится.
Другой высокопоставленный представитель Минобороны РФ, комментируя случившееся, заявил, что «лучше меньше, да лучше». «Так это было и во времена Суворова, надо брать не числом, а умением. Теперь странам ОДКБ остается одно – теснее сплотить свои ряды и крепить сотрудничество», – заявил он.
Аналогичную позицию по этому вопросу озвучили в Таджикистане. «Все к этому шло: Ташкент был известен тем, что не соглашался ни с одним решением ОДКБ, постоянно требовавшим внесения каких-то поправок, уточнений, особого статуса для Узбекистана, хотя в ОДКБ все решения принимаются совместно на условиях консенсуса», – сказал представитель правительства страны.
По его словам, Узбекистан очень не устраивало решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), а именно – то, что страны-участники могут ввести КСОР в одно из государств-членов без согласия всех участников. В качестве другой версии источник также озвучил возможность сближения Узбекистана с США. «США и их партнеры по НАТО готовятся к интенсивному выводу войск из Афганистана, завершить который намечено в 2014 году, и Ташкент видит в этом свою ключевую транзитную роль, а обязательства в рамках ОДКБ, возможно, могли бы помешать выполнять ее», – считает источник.
Не исключил он и того, что Узбекистан не хочет быть союзником в рамках ОДКБ с теми странами, с которыми у него все более углубляются проблемы в водно-энергетических спорах. Ташкент, по мнению Таджикистана и Киргизии, последовательно создает условия для того, чтобы в этих странах не были построены соответственно Рогунская и каскад Камбаратинских ГЭС.
Ожидается, что в скором времени страны ОДКБ озвучат общую позицию по решению Узбекистана. «Сейчас мы с нашими партнерами по ОДКБ анализируем политико-правовые последствия, к которым может привести этот шаг, и вырабатываем совместную позицию по данному вопросу», – заявил российский дипломатический источник.