В четверг Владимир Путин принял участие в интернет-конференции. Изначально было понятно, что это событие не станет рядовым, и так оно и получилось – однако в несколько неожиданной форме. То есть президенту был задан ряд важных вопросов, связанных с политической и экономической жизнью страны, но здесь обошлось без сенсаций. Можно, пожалуй, выделить несколько комплиментов в адрес США и лично Джорджа Буша («Я считаю, что Джордж Буш порядочный человек, он для меня очень удобный партнер, с которым можно не только разговаривать, а можно договариваться»). Однако за неделю до саммита G-8 в Санкт-Петербурге подобные жесты выглядят совершенно естественно, и на сенсацию явно не тянут.
Роботы и политика
На смену «вечно недовольным» в Интернете приходят люди вполне довольные своей судьбой – а потому куда более аполитичные
Своеобразной же сенсацией стал сам набор вопросов, получивших наибольшее количество голосов на сайте president.yandex.ru/ . Первые строчки в голосовании заняли вопросы сугубо экзотические – к примеру, о судьбе мрачного кальмароподобного божества Ктулху и возможности привлечения для охраны российских границ огромных человекообразных роботов. Модераторы конференции от подобных вопросов предпочли воздержаться (за что они, во главе с Александром Гурновым, были жестко раскритикованы СМИ), но в дальнейшем неудобные «вопросы-лидеры» все же были заданы журналистами. Надо отдать должное президенту, ему удалось не без юмора ответить на, мягко говоря, неожиданные вопросы.
Впрочем, то, что хорошей реакции Владимиру Путину не занимать, известно уже давно. Интересней другое.
Дело в том, что российский сегмент Интернета традиционно принято считать «либеральным» - к примеру, СПС и «Яблоко» на виртуальных голосованиях набирают здесь такой процент голосов, который в реальной жизни им и не снился. Соответственно, и сейчас можно было ожидать, что самыми популярными окажутся нелицеприятные вопросы, намекающие на проблемы с демократией и свободой слова в России.
Однако этого не произошло. Из чего можно, пожалуй, сделать вывод о том, что на смену «вечно недовольным» в Интернете приходят люди вполне довольные своей судьбой – а потому куда более аполитичные. Конечно, можно сделать и более мрачный вывод – «в отечественном секторе Всемирной паутины стало куда больше идиотов», но данная гипотеза выглядит куда менее убедительной.
Каждый шутит, как умеет
Шутки шутками, а отечественная история дает нам немало примеров того, как, по словам известного сатирика, «зря водку трогали!» |
Пока сетевые фрики задавали Путину странные вопросы в онлайне, офлайновая Москва принимала представителей отечественных и зарубежных некоммерческих организаций, в рядах которых также присутствует немалое количество фриков. И если в Интернете, как мы сказали выше, процент «недовольных либералов» снижается, то в НКО их доля, судя по итогам прошедшей «малой «Большой восьмерки», остается стабильно высокой. Так или иначе, но разговоры о «системном кризисе с соблюдением прав человека» стали едва ли не ключевым моментом всего. Хотя самих россиян, судя по итогам интернет-голосования, интересуют совершенно другие вопросы.
И не в последнюю очередь, кстати, – судьба российского алкогольного рынка. Запущенная несколько месяцев назад все теми же интернет-шутниками шутка о том, что «водка скоро подорожает и исчезнет с прилавков», начала реализовываться на практике – к удивлению и неудовольствию самих шутников. Еще неделю назад, с 1 июля, в магазинах обнаружился натуральный дефицит импортных алкогольных напитков (связанный с отменой хождения старых акцизных марок). А последние сбои в работе Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) могут с достаточно большой вероятностью привести и к проблемам с поставками спиртного отечественного. Шутки шутками, а отечественная история дает нам немало примеров того, как, по словам известного сатирика, «зря водку трогали!» То есть народные волнения уровня времен пресловутой монетизации льгот нас вроде бы пока не ожидают – но тигра за усы лучше все же не дергать. И лучше бы пресловутую ЕГАИС как можно быстрее усовершенствовали непосредственно в профильных ведомствах, пока в дело не вступили структуры правоохранительные.
От «Молотка» – к армии
Именно господин Фридинский ранее (будучи еще замгенпрокурора) поднял вопрос о закрытии журналов «Молоток», Cool и Cool Girl |
Впрочем, пока правоохранители (в лице генпрокуратуры) заняты решением собственных вопросов. На неделе было объявлено о продолжении структурных перестановок в здании на Б. Дмитровке. Под колесо ротации угодили шесть замов генпрокурора – в том числе такие известные персоны, как бывший первый заместитель главы ведомства Юрий Бирюков и «фронтмен» Владимир Колесников, а также заместитель по Южному федеральному округу Николай Шепель. Что до новых назначенцев, то среди них преобладают фигуры, не особо известные широкому кругу, – за исключением, пожалуй, только Сергея Фридинского, пересевшего в кресло военного прокурора.
Кстати, именно господин Фридинский ранее (будучи еще замгенпрокурора) поднял вопрос о закрытии журналов «Молоток», Cool и Cool Girl. На неделе история получила развитие, причем довольно брутальное: издательский дом Burda прекратил выпуск журнала Cool. По официальной версии, причиной стало снижение доходов от рекламы, но, как говорится, все все поняли правильно. Следует надеяться, что на посту главного военного прокурора г-н Фридинский не утратит боевитости и будет столь же лихо бороться с безобразиями и злоупотреблениями в армии.
Изумительные коалиции
Лидер Партии регионов Виктор Янукович |
Если российские власти хорошо помнят завет классика «держать народ в постоянном изумлении», но, по счастью, применяют его лишь время от времени, то на Украине это, похоже, грозит превратиться в ежедневную практику. Продолжающийся аж с марта парламентский кризис завершился наконец-то грандиозным скандалом первой величины.
То есть скандалы-то следовали один за другим, но после того как спикером Рады внезапно оказался (да еще и при поддержке Партии регионов) лидер Соцпартии Александр Мороз, ситуация достигла апогея. Оранжевая коалиция, которую столько времени долго и мучительно сколачивали, развалилась буквально на глазах, а кандидатуру нового премьера будет, судя по всему, выдвигать альянс «Регионов», социалистов и коммунистов.
Единственное, что пока не вполне понятно, так это кто от произошедшего больше проиграл – Виктор Ющенко или Юлия Тимошенко. Последнюю даже освистали в парламенте, но «оранжевую леди» такими пустяками не испугаешь. Особенно учитывая тот факт, что нахождение в жесткой оппозиции к любой власти для нее куда более привычно: «ломать – не строить!»
Что до президента Ющенко, то у него ситуация хуже: помимо перспективы получить в качестве премьер-министра (причем с весьма широкими полномочиями) своего давнего соперника Виктора Януковича, он получает еще и вполне оппозиционную Раду. Не говоря уже о том, что ряд влиятельных членов пропрезидентской «Нашей Украины» изъявил готовность примкнуть к формируемой «широкой коалиции», что может привести к расколу блока – после чего Виктору Андреевичу будет практически не на кого опереться в парламенте.
Ющенко, впрочем, недвусмысленно намекнул на возможность роспуска Рады и назначения досрочных выборов (на этом же горячо настаивает г-жа Тимошенко) – но вероятность этого не столь велика. Украинский президент – человек разумный и «системный» – но вот наличием серьезной политической воли он никогда не отличался. А роспуск парламента, да еще в условиях формирования широкой коалиции, требует серьезной политической решимости.
Другой вопрос, что все события политической жизни на Украине показывают, что здесь возможно решительно все что угодно – а потому ставить точку во всем этом балагане было бы все же преждевременно. Таковы уж издержки того, что на Западе любят называть «молодой демократией».