Мнения

Владимир Можегов
публицист

Андрей Платонов – самая яркая звезда русской мечты

28 августа 2024, 10:30

Фото: РИА Новости

Андрей Платонов вернулся к массовому читателю в Перестройку. Тогда Платонова, «выкопанного» вместе с другими артефактами советской эпохи, с его удивительным языком, с его таинственными повествованиями о «Котловане» и «Чевенгуре», принято было воспринимать как причудливого сатирика и очередного критика «сталинизма».

Ни тем ни другим Платонов, конечно, не был. Кем же он был? Ученик Н. Федорова и А. Богданова, пролеткультовец, русский космист, мечтатель, чистый голос глубинного народа (Воронеж, рабочая семья, ж/д техникум), плоть от плоти своего времени – со всеми его безумными и безудержными проектами переустройства мира, пересборки человека: «созидание, воплощение на нашей планете великой человеческой мечты, преодоление гнета энтропии и времени и начало перехода человека в новое телесное качество, где состоится освобождение его от смерти и других видов бытийной ограниченности» – из доклада (скорее, творческого манифеста) Платонова 1918 года.

А вот из того же манифеста собственно метафизическая космистская основа «Котлована»: «Чтобы начать на земле строить единый храм общечеловеческого творчества, единое жилище духа человеческого, начнем пока с малого, начнем укладывать фундамент для этого будущего солнечного храма, на котором, в конце концов, поселится «небесная радость мира».

Или еще вот так, например: «Мы усталое солнце потушим, Свет иной во вселенной зажжем, Людям дадим мы железные души, Планеты с пути сметем огнем…» – это уже 1922 год, поэтический сборник «Голубая глубина» (оцененный Брюсовым) – типичный космический энтузиазм времени.

«Вселенная! Ты горишь от любви, Мы сегодня целуем тебя. Все одежды для нас в первый раз сорви, Покажись – и погибшие встанут в гробах…» – а здесь уже проглядывают и тонкий лиризм, и яростное мессианство – тот Платонов, которого мы знаем.

Первое ощущение от этой поэзии – она совершенно первобытна, как будто до нее ничего не было. Будто некий новый Адам (или, скорее, титан) только-только открыл глаза, и вот – учится думать, мечтать, говорить, и уже расправляет плечи, чтобы попробовать свою силу, поиграть мирами и звездами... В целом же вот он, этот новый мессия: «Богомольцы со штыками из России вышли к богу…», вот его новые символы веры: «…На груди их штык привязан, а не дедовы кресты…», вот его новая сверхчеловеческая теология: «Каждый голоден и грязен, а все вместе – все чисты…», и вот его новая, только что рожденная истина: «Правду знают только дети, никто больше не вместит…».

Для полноты картины можно вспомнить того же времени рассказ «Потомки солнца (сатана мысли)», герой которого, инженер Вогулов, желает уничтожить прежнюю неудобную вселенную, чтобы создать на ее месте новую – новый дом для нового сверхчеловечества. Однако в начале всех его грандиозных преобразований лежит, оказывается, трагическая любовь (его любимая девушка умерла), которая переменила сердце и ум инженера и зарядила их жаждой переустройства вселенной: «Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает его возможным, какие бы пути ни вели к нему» – так заканчивает Платонов свой рассказ.

Уже по этим первым вещам видно, что мироощущение и талант Платонова далеко превосходят «пролеткультовский» уровень, и единственное, что ему по-настоящему не достает, чтобы стать гением, – настоящей трагедии.

Именно таковы лучшие книги Платонова, в которых жизнерадостная титаническая мифология первых революционных лет сменяется мироощущением трагическим: что-то пошло не так…

В новых книгах (особенно – в «Котловане») языческая мифология богочеловека, сметающего ветхую вселенную, сменяется какой-то первобытной библейской пустотой, когда «земля была безвидна и пуста».

Одно время было принято считать вершинную прозу Платонова сатирой на сталинизм. Конечно, Платонов был человеком весьма язвительным и обладал своеобразным чувством юмора. И конечно, то, что происходило на его глазах с революцией, пролетариатом, деревней и страной в целом, ему, мягко говоря, не очень нравилось. Но вот кем он совершенно точно не был – так это сатириком. Необходимые атрибуты сатирика – не только язвительный ум, но и толстая кожа и самоуверенность с легким флером цинизма. Платонов же был тонко чувствующим лириком, и при этом человеком отчаянной (почти оголтелой) веры, ясно сознающим свою внутреннюю расколотость… Эти свойства души рождают не сатириков, а фанатиков. Из таких людей выходят также философы и поэты. Кем и был на самом деле Платонов: домашний философ, поэт и фанатик. В центре всех его главных повествований – отчаянный поиск его героями истины …

В «Ювенильном море» вся Россия оказывается таким условным местом истины: «В то время Россия тратилась на освещение пути всем народам, а для себя в хатах света не держала»…

В «Чевенгуре» поиск истины коммунизма ведет новый Дон Кихот Копенкин, странствующий на кобыле по кличке Пролетарская сила и с именем Розы Люксембург в сердце…

Даже если все это выглядит одновременно весело и страшно, перед нами, по сути, исторический эпос. Сначала перед читателем проходят одна за другой все (строго по Марксу) исторические формации, после чего мы попадаем наконец в еще расплавленный, неустановившийся, сумбурный мир строящегося социализма… Коммунизм в отдельно взятом Чевенгуре даже не столько строится (никто здесь в общем и не работает), сколько в него просто верят – как в магическое преображение мира «силою вещей». Реальность, однако, плохо поддается магии чевенгурской власти, и в итоге происходит то, что и должно произойти: чевенгурцы, изолировавшись от мира и истории, возвращаются в доисторический коммунизм первобытного общества (говоря словами того же Маркса).

Что-то явно идет не так. Коммунизм – это эсхатологическое царство света, в котором «смерти уже не будет». Но вот коммунизм объявлен, а смерть не уничтожена: «Какой же это коммунизм? ...От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм...».

Значит ли это, что утопия не удалась? Или что коммунизм еще не построен? Или что его еще даже не начинали строить? Или что строят его негодными средствами?

Инженер, многие годы работавший на местах и не понаслышке знающий, что такое реальное строительство в условиях советской власти, Платонов проводит нас через экзистенциальное переживание своей веры и сомнений настолько глубоких, что заканчивать свои главные книги ему приходится смертью детей, символизирующих социалистическое будущее… Это (и не только это) заставляет видеть в «Чевенгуре» и «Котловане» произведения «чрезвычайно мрачные» (И. Бродский). Но главный вопрос Платонова не в том, что все описываемое им погружено в смерть (как же иначе, если вся природа погружена в смерть?), а – возможно ли воскресение?

И поскольку только в смерти и возможно воскресение, Платонов повергает своих героев в «память смертную», дабы увидеть, «оживут ли кости сии»…

И если «Чевенгур» был скорее географией нового мира, то «Котлован» – его метафизика. Странствования Копенкина завершаются обнаружением камня смерти и метафизической глубиной под ним. Тут-то и наступает время «Котлована»: погрузиться в метафизическую глубину революции и познать последнюю суть вещей.

И вот – рабочие роют Котлован. Сперва – одну яму, потом по новым разнарядкам, расширяют ее в четыре, потом в шесть раз. Потом уходят на мероприятия по коллективизации и борьбе с кулаками, снова возвращаются и продолжают рыть. Но дальше котлована дело так и не пойдет. В конце повести Настя, символизирующая первого гражданина и насельника будущего Храма Социализма (Анастасия – Воскресение) умирает, и строительство завершается рытьем могилы для нее. Таков обескураживающий сюжет повести, атмосфера которой, как кажется, окутана беспросветным мраком.

Беспросветность усугубляет чудовищный язык, ломающий и корежащий все привычные правила грамматики, смешивающий в себе дикие бюрократизмы и высокую поэзию.

А то, что язык Платонова действительно пророческий, иллюстрирует реальная история строительства Храма Социализма, которая началась в 1931 году взрывом храма Христа Спасителя и рытьем котлована для будущего циклопического Дворца Советов (в три пирамиды Хеопса высотой). К 1939 году закончена кладка фундамента. Но… В 1960-м, на месте так и не построенного Дворца Советов возникает бассейн «Москва». Такова реальная история строительства Храма Социализма, предвосхищенная повестью Платонова…

Со звездой храма социализма в сердце Платонов прошел по траектории – от слепящего солнца до подземной бездны, вернувшись на землю компромисса, устланную ворохом несбывшихся и опавших надежд. Он, кажется, и сам умер душой со своими главными героями, ничего равного по силе «Чевенгуру» и «Котловану» так уже и не написав. Как, кажется, и пророчествовал о себе в первом своем поэтическом сборнике:

Мертвый
Как тоскует верба в поле!
Ветер как гудит!
Сердцу человека больно,
Человек не говорит.

Тьма и дождь, и бесконечность.
И не видно ни звезды...
Тихо мрут над гробом свечи,
Мертвый жизни не простит.

Он лежит замолкший, тайный
И смертельней мертвеца,
Он проснется завтра рано,
Догорит к утру свеча.

Нежен взор его туманный,
И под горлом теплота,
Веки дрогнули нечаянно
Тише жизни красота.

В этой смерти в жизни и жизни в смерти (когда ни мысль, ни рука не в силах дотянуться до истины) отражается суть «Котлована», «Чевенгура» и «Ювенильного моря», отражается сам Платонов и его время, и наше время.

Платонов – это сама русская мечта, самая яркая звезда этой мечты, пронесенная сквозь несбывшийся полдень и темную ночь русского XX века. И наша сегодняшняя надежда на будущее русское воскресение.


Вам может быть интересно

«Хезболла» пообещала жесткий ответ Израилю за «бойню» в Ливане
Темы дня

Запад начал душить Грузию за независимость

В Грузии назвали новые санкции США «несерьезными» и «абсолютно контрпродуктивными». Они введены из-за действия властей во время протестов в связи с принятием закона об иноагентах. В Тбилиси уверены, что США хотят повлиять на результаты предстоящих парламентских выборов. Почему Грузия, которая сближалась с Западом, оказалась под его санкциями? Насколько действенными они окажутся?

Москве удалось напугать Вашингтон минимум на две недели

То, что США опять обманули надежды Владимира Зеленского и не разрешили ВСУ применять дальнобойные ракеты для ударов вглубь территории России, грозит оказаться не отменой обострения, а только отсрочкой. В Киеве рассчитывают, что события следующей недели в ООН сломят упрямство Джо Байдена, пока еще напуганного перспективой третьей мировой войны.

Эксперт назвал вероятный механизм подрыва пейджеров членов «Хезболлы»

Зеленский и глава польского МИД поругались на встрече в Киеве

В Татарстане обнаружили погребения древнее египетских пирамид

Новости

Столтенберг отверг «красные линии» для ударов ВСУ по России

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что разрешение Киеву использовать дальнобойные ракеты для ударов по российской территории не приведет к эскалации конфликта и не станет «красной линией».

Российские войска освободили Украинск в ДНР

Населенный пункт Украинск в Донецкой народной республике перешел под контроль российских военных, сообщили в силовых структурах.

Россия исключила возможность диалога с США по вооружениям

Диалог России и США по контролю над вооружениями невозможен на фоне происходящего вокруг украинского кризиса, включая Курскую область и потенциальные решения о применении дальнобойных систем вглубь российской территории, заявил посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов.

Украинского боксера Усика отпустили после задержания в Кракове

Украинского боксера Александра Усика отпустили после задержания в аэропорту польского Кракова, сообщил после разговора со спортсменом Владимир Зеленский.

Тверскую область атаковали беспилотники

Силы противовоздушной обороны (ПВО) продолжают отражать массовую атаку беспилотников в небе над Торопцом Тверской области, где тушат пожар, часть населения эвакуируют, сообщил губернатор области Игорь Руденя.

Взорвавшиеся в Ливане пейджеры были заминированы заранее

Взорвавшиеся устройства связи в Ливане были заминированы заранее, вес взрывчатого вещества в каждом устройстве не превышал 20 граммов, сообщил телеканал Al Jazeera.

Боец «Вагнера» проиграл 900 тыс. рублей и сдался полиции

Боец частной военной компании «Вагнер» проиграл 900 тыс. рублей, взятых у друзей, на спортивных ставках, после чего сам пришел в полицию и убедил друзей заявить на него, пообещав вернуть деньги.

Подозреваемый в покушении на Трампа бомжевал в Киеве

Подозреваемый в покушении на бывшего президента США Дональда Трампа Райан Уэсли Рут «бомжевал» во время посещения Киева, жил в казармах украинских военных частей, пишет журнал Time.

«Хезболла» пообещала жесткий ответ Израилю за «бойню» в Ливане

Ливанское движение «Хезболла» заявило, что Израиль получит жесткий ответ за действия, приведшие к детонации пейджеров и ранению сотен человек. Также там подчеркнули, что поддержка Газы будет продолжена.

Шацу и Лазаревой отказано в снятии статуса иногентов

Суд отказал телеведущему Михаилу Шацу (включен в реестр иностранных агентов) в снятии статуса иноагента в связи с приведенными доказательствами факта получения денежных средств из иностранных источников, следует из судебных документов.

Маск заявил о риске тирании в США

Предприниматель Илон Маск выразил опасения, что поражение Дональда Трампа на президентских выборах в США приведет страну к тирании, а Америка лишится настоящих выборов.

Избранный президент Мексики отказалась посетить Украину по приглашению Зеленского

Избранный президент Мексики Клаудия Шейнбаум отказалась посетить Украину по приглашению президента Владимира Зеленского.
Мнения

Игорь Мальцев: Зачем Грету Тунберг записали в антисемиты

Грета Тунберг в тройном пролете – возраст тикает, ее климатическая борьба совсем не в кассу, а тут еще и ярлык антисемита на лбу. У девочки вследствие психиатрического диагноза – обостренное чувство справедливости и полная неспособность менять предыдущие установки. Поэтому ей трудно понять изгибы лживой западной политики.

Денис Миролюбов: Когда в российский футбол придут «правильные» деньги

Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?

Сергей Миркин: Зеленский даже войну пытается превратить в шоу

Вера в собственное мессианство вообще присуща украинским политиками, это ярко проявлялось у экс-президента Виктора Ющенко, который свои обращения начинал словами «мой народ». Тем более она присуща Зеленскому, который даже из войны пытается сделать шоу.
Вопрос дня

Кто такие квадроберы?