Процесс по иску Украины против России в Гаагском суде начался 6 марта 2017 года. По словам заместителя министра иностранных дел Украины Елены Зеркаль, которые приводит «Интерфакс-Украина», украинская сторона рассчитывает на принятие Международным судом ООН в Гааге решения относительно введения временных мер в отношении России до конца апреля.
Татарской общиной пытались манипулировать многие десятилетия
Особое место в претензиях к России занимает, конечно же, крымский вопрос. Представитель Украины заявила: «Мы доказали, что оккупационная власть Крыма внедрила политику «русификации», имеющую целью коллективное наказание и широкую дискриминацию других культур. Речь идет о кампании культурного истребления.
Россия пытается лишить нерусские группы их культурной идентичности. Продвигая этническое русское доминирование, Россия нацелена на дискриминацию нерусских групп, особенно крымских татар и этнического украинского населения.
В представленном украинской стороной документе речь идет о согласованных усилиях по запугиванию крымских татар и этнических украинцев, исчезновении и похищении лидеров крымских татар без надлежащего расследования, изгнании и преследовании лидеров крымских татар, ликвидации татарских СМИ, запрете Меджлиса».
Таким образом, украинская сторона старается вновь использовать крымско-татарский вопрос в своих целях.
Но сами крымские татары демонстрируют противоположное мнение. 12 января 2017 года депутат Госдумы Руслан Бальбек заявил, что компромиссом по урегулированию ситуации вокруг Крыма может стать приезд в республику международной мониторинговой миссии, которая подтвердит законность воссоединения полуострова с Россией.
Бальбек подчеркнул, что западные политики не владеют реальной ситуацией на полуострове, делая свои выводы из данных разведок и пропагандистских каналов. Однако никакой реакции со стороны ООН не последовало.
Ряд крымско-татарских общественных организаций также обратились в ООН с заявлениями в поддержку воссоединения Крыма с Россией. В частности, лидер движения крымско-татарского народа «Къырым» (Крым) Ремзи Ильясов заявил, что готов выступить в ООН с докладом о жизни своих соотечественников в российском Крыму. Ранее «Къырым» призвала Генеральную Ассамблею ООН и европейский парламент признать провозглашение независимости Республики Крым и присоединения к России.
Ильясов подчеркнул, что воссоединение полуострова с Россией состоялось на основании законного волеизъявления крымчан, международное сообщество обязано считаться с их решением. «Я готов поехать, чтобы выступить на площадках ООН и донести голос крымских татар, хоть меня и объявила украинская сторона в розыск», – сказал РИА «Новости» Ремзи Ильясов.
Еще 8 февраля Россия передала в ООН обращение крымско-татарской общественной организации «Къырым бирлиги» с призывом признать присоединение полуострова к России не противоречащим нормам международного права, осудить блокаду Крыма и добиться отмены санкций, введенных западными государствами. Обращение приложено к письму, которое направил постоянный представитель России при ООН председателю 71-й сессии Генеральной Ассамблеи Питеру Томсону. Текст письма опубликован на сайте ООН.
Но одно дело – это официальные письма и заявления, а другое – личные впечатления. В начале весны мне довелось побывать в Крыму и пообщаться с рядом общественных деятелей и лидеров крымско-татарского движения. В том числе со старыми знакомыми, которых я знал еще до событий 2014 года – Ибраимом Шириным и Танаем Чолхановым.
Веселые жизнерадостные люди, с уверенностью смотрят в будущее. Однако им немало пришлось пережить за прошедшие годы: потерять друзей и близких, рисковать жизнью. Они словом и делом подтвердили свою позицию: быть вместе с Россией, защищая интересы крымских татар и всего народа России.
Общаясь с представителями крымских татар, встретил дружелюбие и понимание многих сложных политических моментов. Татарской общиной пытались манипулировать многие десятилетия так называемые лидеры из числа Меджлиса, делая из нее инструмент пропаганды и противостояния с Россией. Если в период Украины не согласным с такой позицией затыкали рот, то в последние годы, после воссоединения, они получили возможность свободно говорить.
Но даже после этого их голос долгое время не хотели слышать. А ведь это люди с однозначной позицией, заключающейся в том, что только вместе все народы, населяющие Крым и Россию, могут построить новую жизнь – без конфликтов, но гарантирующую достойные условия.
Отношение большинства крымских татар к так называемому Меджлису, о котором упомянула представитель Украины в ООН, на данный момент крайне негативное. Эта организация пользовалась методами запугивания собственного народа, при этом присваивая себе право говорить от его имени. Известно также, что представители Меджлиса обворовывали собственный народ во времена Украины и ответственны за подрыв опор линии электропередачи, питающей полуостров с украинской стороны.
Вся эта совокупность фактов показывает, что Меджлис и его лидеры не признаются самими крымскими татарами и не могут представлять крымско-татарский народ.
Следует отметить и роль новых лидеров, которые проявили себя в народной среде в 2014 году. Например, крымский бизнесмен Ибраим Ширин поддерживал присоединение Крыма, всеми силами помогал Русской весне и занимал активную позицию после присоединения полуострова к России. И эта позиция далеко не случайна – семья Шириных всегда выступала против политики Меджлиса.
Именно Меджлис, по мнению многих экспертов, несет ответственность за произошедшее в 2006 году убийство старшего брата Ибраима – самобытного и смелого молодежного лидера Норика Ширина. Недовольство деятельностью Норика и его организацией появилось как раз у лидеров Меджлиса. Почему? Да потому, что он говорил то, чего никогда бы не рискнули заявить самоназванные «аксакалы».
Он не скрывал своих взглядов: «Если сегодня не объединимся со славянами, завтра уже будет поздно. Доведут политики наши до войны. И пострадают от этого в основном сами крымские татары. Они же не оценивают, что русских здесь два миллиона, а нас всего 250 тысяч. И в первую очередь мы сами должны быть толерантными».
Однажды его позвали в Меджлис, а он там сказал, что, мол, надо менять идеологию. И тогда его спросили: «А ты не боишься, мальчик, что тебя убьют?» Убийство произошло через короткое время после этой угрозы.
Недавно оставшиеся в Крыму пособники Меджлиса совершили поджог офиса Ибраима Ширина. Это явный акт мелочной мести за его политические позиции и работу на благо своего народа.
Есть все основания считать, что в этих террористических проявлениях самозваному «Меджлису» помогала нынешняя украинская власть. Разумеется, после таких случаев крымские татары не стремятся вернуться в состав Украины и получить в комплекте своих прежних «лидеров нации».
Следует вспомнить о деятельности Таная Чолханова, бывшего морского спецназовца, который развернул масштабную работу в Крыму во время событий Русской весны, затем отправился сначала в ЛНР, а потом в ДНР, где участвовал в защите Донецка и Луганска от агрессии Киева с оружием в руках. Кстати, именно он первым заявил о том, что мусульмане подвергаются геноциду со стороны украинских карателей.
Два года назад, в марте 2015-го, на высокогорном озере Кезеной-Ам в Чеберлоевском районе Чеченской Республики состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «К истокам взаимоотношений Крыма и Кавказа». В ней принимали участие историки, эксперты, общественные деятели, представители духовенства, министерств и ведомств Чеченской Республики, регионов СКФО, Москвы и Крыма, обсуждались злободневные вопросы, стоящие перед молодежью крымской республики.
Чолханов приехал туда фактически с фронта. На конференции он отметил: «Мусульмане, проживающие в Новороссии (татары, турки-месхетинцы), находятся на грани гуманитарной катастрофы, которым нужна срочная гуманитарная помощь или переселение в другие регионы России».Все эти факты говорят о том, что у крымско-татарского народа есть своя позиция и политическая воля. А мнение их по-настоящему народных, а не самозваных лидеров ясно показывает, что крымские татары в своем большинстве поддерживают воссоединение с Россией.
Крым – символ надежд на перемены в 2014 году – и сегодня встречает яркими красками, не по-мартовски теплой погодой и ярким солнцем. Еще больше радуют сами крымчане – жизнерадостные веселые люди, спокойно-философски реагирующие на окружающие события. Жизнь сильно изменилась за прошедшие три года, были радости и сложные моменты, например связанные с отключением электроэнергии и перебоями с водоснабжением.
Даже беглым взглядом видно, что не все вопросы решены – с дорогами, больницами, коммунальным хозяйством. Но видны и перемены к лучшему, много новых строек – строительные краны как символы новой жизни становятся такой же привычной частью крымского пейзажа, как горы и море.
Мне запомнился разговор в ялтинском троллейбусе – одна женщина достаточно громко сказала своей собеседнице, что она недовольна возвращением Крыма в состав России, ссылаясь на возникшие бытовые сложности.
А в ответ весь троллейбус, а это несколько десятков человек, отвечал ей, что воссоединение с Россией – это исторический выбор, что мы одна страна, и что «проблемы неизбежно будут решены, главное, что мы с Россией». Это нечто такое, что не подделаешь никакими плебисцитами и социологическими опросами.