Дискуссия вокруг вышедшего на отечественные телеэкраны фильма «Викинг» получилась страстной и эмоциональной. Во многом потому, что споры о происхождении Руси не утихают уже не один век и вызывают горячий интерес не только ученых, но и широкой публики.
Цивилизацию-то создали они любимые, а белые ее украли, историю переписали, а их самих загнали в рабство
Один из авторитетных историков, сформировавших наше представление в том числе и об эпохе викингов, – Петр Петрович Толочко, советский и украинский ученый, профессор, академик НАН Украины, иностранный член Российской академии наук.
Однако участники вызванной фильмом полемики, которым не понравилась его позиция по «варяжскому» вопросу, ожидаемо обвинили его в предвзятости – как гражданина Украины. «Украинца».
Как будто «украинскость» – это такая болезнь, которой оказался поражен Толочко как человек, живущий на Украине и не имеющий от нее иммунитета. Забавно, но именно Петр Петрович один из немногих на современной Украине является сторонником единства происхождения украинцев и русских, объединенных как общим происхождением, общей исторической памятью, так и общей исторической судьбой.
За что, кстати, стал очень непопулярен среди современных либералов и украинских националистов, построивших свою карьеру на формировании ненависти к русским.
Стоит признать, что опасения относительно качества представляемого гуманитариями знания, такой «украинский» феномен – это все же не сугубо украинское явление, напротив – это нечто общее для всех слаборазвитых (постколониальных) либо деградирующих стран.
Ведь не только в Киеве живут «копатели моря», «изобретатели колеса» и «потомки укров», а разве в Москве, Алма-Ате или Ереване мало лиц, сочиняющих собственные версии происхождения Вселенной, крутящиеся вокруг их собственных народов, государств, религий?
Разве не в России популярны такие явления, как КОБ, творения Фоменко, Носовского и Задорнова? Разве не в России интернет заполнен повествованиями о «Батые-Батьке», о Палестине – сожженном казацком «Паленом стане»? Также не стоит думать, что среди казахов, армян, таджиков и других наших соседей нет тех, кто свято уверен, что именно их предки – изобретатели колеса и высшая раса.
Следует сказать, что это широко распространенный постколониальный феномен, своего рода коллективный карго-культ, основанный на присвоении «культуры белых сахибов».
Присвоении без осмысления, основанном на грубом искаженном переписывании. Этот феномен распространен повсеместно: в Африке, Карибском бассейне, Океании, в самой Европе – среди не обязательно бедных, но обязательно маргинальных в культурном аспекте слоев населения.
Карго-культ – феномен племен островов Тихого океана, впервые столкнувшихся с европейской цивилизацией, не способных понять сложности ее устройства и происхождения и давших этому удобное для себя объяснение: белых с их самолетами, рацией, консервированными продуктами послали боги для нужд жителей этих островов.
Эта наивность, с которой происходит присвоение чужих достижений без понимания их природы, в свое время привлекла исследователей и дала представление о том, как человеческое сознание вообще во многих ситуациях способно упрощать действительность для более удобного ее усвоения.
Сегодня мы видим это явление повсюду. В рамках этой «идеологии» современные маргиналы глобального мироустройства переписывают историю, повсеместно распространяя идеи о том, что цивилизацию-то создали они любимые, а белые ее украли, историю переписали, а их самих загнали в рабство.Самым ярким примером сейчас являются сторонники «халифата», не сходящие с экранов СМИ благодаря ведущейся террористической войне против цивилизации. Но очевидно, что это только верхушка айсберга.
Послушайте простых африканцев, египтян, жителей Юго-Восточной Азии: все от джинсов, медицины до космических кораблей изобрели они, но вот только потеряли, забыли. А белые пользуются – но ухудшенной, «плохой версией».
Все это типичный карго-культ, проявляющийся повсеместно. Возникает он по вполне понятным причинам – фактически это компенсация за поражение в исторической борьбе за успех.
Не прошло это явление и мимо постсоветского пространства. Но, по совести говоря, наверное, только на Украине и в Туркмении (разумеется, по разным причинам) такие версии «истории» стали основой национальной идеологии и массового сознания.
Однако это совсем не означает, что в других местах подобные выдумки не лелеют тайно и порочно самые разные круги, жаждущие обосновать свои претензии на исключительность, право на привилегированное распределение общественного богатства, право навязывать обществу свои «исключительные» идеи.
Это беда нашего времени, по сути, давно предсказанная Гюставом Лебоном и Хосе Ортега-и-Гассетом – пришествие новых варваров. И такие люди, как Толочко – островки цивилизации в поглощающем их море варварства, вне зависимости от цвета их паспорта.