В последних числах декабря принято подводить итоги года. Что было основным, что второстепенным, какие явления были уникальными, а какие тренды себя исчерпали.
Как по мне, главный «итог-2015» в том, что этот год сам по себе итоговый. Он подвел черту под привычными и готовыми решениями: экономическими, социальными, политическими, лоббистскими и военными. То, как было раньше, сегодня уже не работает – и вряд ли будет работать в будущем.
Так оказались в Сирии. Хотя в логике стабильных нулевых подобная военная операция казалась невозможной. Так в течение всего 2015 года шло закручивание гаек: начиная от арестов губернаторов, ограничения валютных операций и заканчивая отказом от отдыха в Турции и Египте.
Происходит это потому, что кормовая база сужается – а количество игроков за доступ к бюджетным статьям и финансовым потокам остается прежним. Поэтому приходится жертвовать целыми секторами экономики. Иногда это получается. Иногда – нет.
Вторая важная тенденция, которая закончилась в 2015 году, – это увлеченность россиян внешней политикой. Начиная с 2012 года внешняя повестка подавляла повестку внутреннюю. Все началось с организации Таможенного союза, который сразу же начал разыгрывать партию «принуждение Украины к евразийской интеграции». Главным политическим шоу 2013–2014 годов было наблюдение за тем, как разорвало Украину, поставленную перед жестким выбором между европейской и евразийской перспективой.
Пиковыми моментами стали евромайдан, Крымская весна, 2 мая в Одессе, оборона Донбасса. Так внешняя повестка полностью затмила собой повестку внутреннюю. «Чо там у хохлов?» стало главным вопросом для аудитории РФ почти на два года.
Переключение внимания на Сирию не дало того информационного эффекта, какой раньше давало шоу «разорвавшаяся Украина». Да и сегодня в экспертной среде специалистов по украинскому кризису намного больше, чем по внутренней политике. Но в 2015 году наступила серьезная усталость от внешней политики.
Судя по всему, наступает отторжение. Россиян перекормили «Украиной, Донбассом, Крымом, хунтой, ополчением и Минскими соглашениями». Плюс сказывается кризис в экономике. По крайней мере, опросы ВЦИОМ и ФОМ фиксируют падение доверия к СМИ и взволнованность ситуацией в экономике, курсом рубля, инфляцией и ростом цен.
Похоже, что в 2016 году нас ждет кардинальная смена повестки. Проблемы внешней политики будут восприниматься гражданами, как воспринимались в позднем СССР – как фоновые темы из другого мира. Соответственно, политики, почувствовав этот тренд, начнут переключать внимание на внутренние темы. Те же, кто попытается и дальше продвигать внешнеполитическую повестку, будут выглядеть крайне странно.В общем, те, кто не поймет, что в 2015 году закончился целый политический период, могут остаться за бортом современности.
В рамках новой повестки может быть сформирована новая Госдума, которая будет сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть в последние 10 лет. Главный вопрос в том, будет у партии власти конституционное большинство или нет. Потому что, как только партия власти теряет конституционное большинство, она сразу же вынуждена вступать в коалиции.
А в условиях кризиса запросы партнеров по коалиции будут только расти. Плюс обострится публичная конкуренция. Потому что появятся депутаты-одномандатники, которые будут стараться привлечь дополнительные финансовые потоки на свой округ.
В общем, если взвесить все за и против, то думаю, что 2015 год мы будем вспоминать как год достаточно мирный и успешный. Потому что 2015 год был сам по себе итоговым.
Источник: Блог Семена Уралова