В преддверии состоявшегося президентского послания Федеральному собранию в общественном мнении ощущался несвойственный ажиотаж: мол, санкции крепнут, нефть дешевеет, рубль слабеет, украинский кризис не «деэскалируется».
Суверенитет – вот то качество современного государства, которое российский лидер ставит во главу угла, как представляя Россию на глобальной арене, так и формулируя внутренние приоритеты
В этой ситуации Путину своей речью предлагалось в очередной раз ответить «за все»: выдать универсальные рецепты, поднять индексы (или, наоборот, обрушить их, закрыв страну от остального мира), сформулировать новую мирную инициативу для Украины.
Спираль ожиданий, замешанных на слухах и подчас откровенном сетевом троллинге, затягивала актуальную повестку в столь привычный сегодня формат потребительского меню: это буду, а это не буду.
1
Между тем задачи, которые Путин перед собой ставит, остаются неизменными: они сформулированы в его инаугурационных указах в мае 2012 года. Курс был сформулирован на основе запроса россиян, проголосовавших за него тогда на президентских выборах.
Все вызовы, которые сегодня возникают, – лишь динамика внешней среды реализации долгосрочных приоритетов развития страны.
Создать дополнительную головную боль для чиновников – как обойти с наименьшим ущербом вновь возникающие препятствия – такие вызовы в состоянии. Изменить избранный курс – уже нет: ошибки прошлого, равно как и горький опыт соседей, научили Россию вначале думать, обсуждать, обмениваться сомнениями – и лишь затем действовать, но действовать уверенно и бесповоротно вплоть до достижения нужного результата.
Это послание – необычное в ряду всех предыдущих. Но не потому, что момент особый – у каждого президентского послания контекст так или иначе случается непростой: пора бы к этому привыкнуть.
Многие наблюдатели склонны делить послание на две части, противопоставляя их друг другу (фото: Михаил Метцель/ТАСС) |
Нынешнее выступление президента перед Федеральным собранием – второе за год (а если считать встречу с парламентариями летом в Крыму – даже третье). Прошлое обращение было внеочередным, в марте, и оно эхом отзывалось в послании нынешнем, очередном: Путин начал с напоминания о Крыме, о его возвращении в состав России. Начал с того, за что на него ополчились весь глобальный авангард и не менее глобальная закулиса, с того, за что демонизируют зависимые от них масс-медиа, с того, чем активно начинают спекулировать сегодня их последователи внутри России.
Крымская тема – теперь особый феномен в российском политическом лексиконе: всем уже очевиден ее мощный мобилизационный потенциал, способный сплотить всех представителей российского социума – от рабочих до олигархов.
2
Однако главное в изначальном посыле президента – отнюдь не битье себя кулаком в грудь с пресловутым рефреном о принадлежности Крыма, не в этом интерес современного государства.
Спасая от неминуемой (и сегодня это все более очевидно) гибели своих соотечественников на Крымском полуострове, имеющем глубокий символизм и веками копившийся сакральный смысл, Россия укрепилась как зрелая и сплоченная нация, суверенное и сильное государство.
Именно такая характеристика, данная Путиным, отражает, с одной стороны, действительно историческую роль самого события, и одновременно, с другой – главный раздражитель для конкурентных сил извне, толкающий их на оскорбительную риторику и безрассудную, антирыночную санкционную политику.
Суверенитет – вот то качество современного государства, которое российский лидер ставит во главу угла, как представляя Россию на глобальной арене, так и формулируя внутренние приоритеты. Об угрозах, которые существуют для суверенитета в нынешнем мире, Путин говорил перед международными экспертами Валдайского клуба, о них же он вновь предупреждает в послании Федеральному собранию.
Указывая на то, что суверенитет становится слишком большой роскошью и не все теперь могут себе его позволить, Путин в который раз подчеркивает ключевую потребность в нем России: государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие ее существования.
Исключительно способность России самостоятельно проводить собственную и ничью более политику и защищать свои интересы вне зависимости от того, что об этом могут думать иные игроки мировой сцены, гарантирует наиболее справедливую, созидательную, отвечающую существующей традиции модель развития общества.
За примерами того, что происходит со страной и ее интересами, когда она утрачивает свой реальный суверенитет, далеко ходить не нужно.
Несколько дней назад все узнали о невозможности реализации проекта по строительству газопровода «Южный поток», причиной чего является неспособность Болгарии – при всем ее желании и очевидной выгодности проекта для ее экономики – проводить так нужные ей строительные работы на собственной территории.
3
Многие наблюдатели склонны делить послание на две части, противопоставляя их друг другу: охранительную внешнеполитическую и либеральную экономическую (если в первой части Путин «закручивал», то во второй «раскручивал»). Такая недальновидная, сугубо обывательская трактовка ведет к недооценке стратегии страны и окна возможностей, которое перед ней открывается.
В первой части президентом формулируется тезис: жизненная важность суверенитета для России. В последующем он раскрывает механизмы его обеспечения, в том числе в экономике – через реализацию стратегических приоритетов, закрепленных в майских указах.
Именно экономический суверенитет страны, как демонстрирует актуальная мировая повестка, в наибольшей степени подвержен сегодня рискам сознательного постороннего воздействия. И если в политическом плане Россия представляет сегодня собой относительно самодостаточную нацию, способную воспроизводить свою систему ценностей (о чем свидетельствует как растущая общественная инициативность, так и неизменная поддержка политики властей), то в экономическом отношении страна все еще подвержена соблазнам следовать в фарватере не своих стандартов поведения.
Акценты президента на стимулировании гражданской активности, стабилизации налогового регулирования и амнистии любых капиталов при возвращении их в родную юрисдикцию призваны сбалансировать экономическую жизнь страны в пользу национальных приоритетов, укрепления личного благосостояния каждого не только за пределами, но и внутри России.
4
Прецедент, случившийся на Кипре в 2013 году, стал постепенно забываться, однако он был важным предупреждением для всех убежденных сторонников современного либерализма как гарантии рыночной свободы и неприкосновенности собственности.
Тогда до 80% вкладов в кипрских банках были национализированы по прямому указанию властей Евросоюза, от чего пострадали в большей степени те, кто зарабатывал капиталы за пределами Кипра и рассчитывал на их сохранность в офшорной юрисдикции.
Российскому наблюдателю нелишним в этом контексте будет напомнить и об отдельных прецедентах дискриминации российского бизнеса при реализации экономически состоятельных, но так и не состоявшихся сделок по приобретению люксембургской Arcelor Северсталью или немецкой Opel Сбербанком.
Нынешний 2014 год стал апофеозом выборочного ограничения «невидимой руки» рынка, когда под предлогом пресловутых санкций в результате волюнтаристских решений исполнительных органов власти отдельных стран, без каких бы то ни было публичных дебатов и законодательных процедур, равно как и в отсутствие судебных решений, кулуарным образом стали предприниматься искусственные попытки ограничения конкурентоспособности российских компаний и отдельных предпринимателей за рубежом.
Под абсурдными предлогами «санкций в ответ на Крым» бизнесу, который к этим процессам никакого отношения не имеет, стали блокироваться возможности для нормальной работы на глобальном рынке.
Экономический суверенитет предполагает формирование инструментов защиты, а вернее даже – самозащиты национальных хозяйствующих субъектов как внутри, так и за пределами страны. Путин обозначает источники для таких инструментов, для нового качества суверенизации экономики России.
***
Завершая свое послание констатацией лучших качеств, которые демонстрирует российский народ в нынешних условиях, президент отмечает традиционность сплочения общества перед лицом сложностей, которые всегда в истории открывали для России новые возможности. А ведь сплоченность народа – гораздо более важный ресурс для реализации изменений, реформ, включая и экономические, чем накопленные резервы или поддержка со стороны международных институтов.
Тем самым подается сигнал элитам: у страны есть главное для претворения в жизнь любых институциональных реформ – поддержка граждан, и задействовать ее нужно результативно, а именно: для достижения столь нужных стране результатов, уже обозначенных в стратегических приоритетах указов президента от мая 2012 года.
Только те реформы, которые будут способствовать укреплению суверенитета России, снижению ее уязвимости перед внешними вызовами, усилению подлинной, столь дефицитной сегодня независимости, окажутся действительно результативными.
Только те представители элиты, которые будут действовать эффективно в этом направлении, смогут задавать повестку в новой, сплоченной и сильной России, которая, как всегда, с честью пройдет через любые испытания времени.
Любые новые трудности лишь ускорят этот процесс.