Как это часто бывало в нашей истории, мы опять ждем беды с Запада. Но на этот раз речь идет не о военной, идеологической или технологической конфронтации, а о сугубо гуманитарной сфере – образовании. Российское педагогическое сообщество встревожено, заголовки некоторых статей выдержаны в паническом стиле: «Бизнесмены диктуют, что нам делать в образовании», «Системам образования всех стран объявлена война».
Что же так встревожило коллег по цеху?
Скептики говорят, что сдавать экзамены через компьютер – это фикция. Но почему?
Камнем, вызвавшим такую волну страхов и опасений, стали дебаты на прошедшем недавно Давосском форуме. Их суть сводится к ответу на вопрос, приведет ли распространение онлайн-технологий к революции в образовании.
Масла в огонь, как мне кажется, подлило выступление Дафны Коллер, профессора Стэнфордского университета, руководителя образовательного портала, который дает любому пользователю доступ к курсам крупнейших университетов мира.
Портал открылся в прошлом году, и на сегодняшний момент им пользуются более 1,6 млн человек из 196 стран. Инвесторами проекта, которые уже вложили в него 22 млн долларов, выступили крупные американские университеты и компании, а такие влиятельные люди, как основатель «Майкрософт» Билл Гейтс и президент Массачусетского технологического института Рафаэль Райф, прямо заявили, что дистанционное образование становится движущей силой в развитии образования и серьезным вызовом для современных университетов.
Согласен, звучит революционно, но перед началом дискуссии хорошо бы договориться о дефинициях.
Есть такое понятие, как дистанционное обучение. Кстати говоря, правильно называть его не образованием, а именно обучением. Этот термин был изобретен в конце 60-х годов и был некоей альтернативой советскому понятию «заочное обучение».
Само появление такой формы получения знаний, на мой взгляд, связано со многими глобальными политическими процессами, которые захлестнули Европу во второй половине ХХ века. Речь, прежде всего, идет о Великобритании, которая в это время быстро теряла позиции метрополии и крупнейшей колониальной державы в мире.
Английское правительство очень резонно озаботилось сохранением своего влияния на бывшие колонии и стремилось воссоздать пространство, в котором Англия продолжала бы оставаться неким драйвером. Для передовой в плане науки, техники и культуры страны решение было очевидным – образование.
На эти политические события удачно наложились более ранние социальные тренды – и опять же именно в сфере высшего образования. Из элитного и доступного для избранных оно стало вовлекать в свою орбиту все более широкий круг людей. Англичане очень толково использовали идею демократизации образовательных отношений и сделали ее одной из основ укоренения своих позиций в Британском содружестве.
Инструментом такой демократизации в 60-х годах прошлого века как раз и стало так называемое дистанционное обучение. Но прародителем его по праву можно считать советскую систему заочного обучения без отрыва от производства.
Институционально такая система закрепилась через создание в 1969 году британского Открытого университета. Кто может там получать образование? Кто угодно, будь это инвалид или заключенный британской тюрьмы. Плата за обучение минимальна, потому что оно проходит как бы в заочной форме. Какие нужны образовательные цензы, чтобы получать такое образование? Никаких. И самое главное, этот университет действительно открыт для жителей любой страны мира.
Почему я делаю этот экскурс в историю? Чтобы показать, что идея дистанционного обучения совсем не нова, очевидно, что она не разрушила классическую систему образования.
Но появление в 90-е годы интернета резко меняет ситуацию в образовательной системе. Не будет преувеличением сказать, что именно IT-компании стали главными двигателями того, что позднее получило название «электронное обучение» или E-Learning.
В центре их интереса, конечно, лежал бизнес, поэтому первое, что они сделали, – создали образовательные оболочки, самыми популярными из которых были WebCT и BlackBoard. Они давали возможность обучаться в онлайн-среде без инсталляции программ на компьютер.
Находясь в условиях жесточайшей конкуренции, многие руководители американских университетов начали двигаться в сторону создания специализированных центров электронного обучения. Но так или иначе надо четко различать два понятия: дистанционное обучение и E-Learning. Дистанционное обучение предполагает наличие расстояния между преподавателем и студентом, а электронное обучение как раз ликвидирует эту дистанцию.
Так что же плохого или нового в том, что делает Дафна Коллер? Ничего. Обучение становится доступным не только для жителей мегаполисов, но и для человека из якутской глубинки. Это же явный прогресс.
Скептики говорят, что сдавать экзамены через компьютер – это фикция. Но почему? Во всем мире существуют так называемые традиционные, кампусные университеты, но есть и те, которые тяготеют к развитию дистанционных программ обучения. Более того, в среде кампусных университетов обозначился тренд на развитие дистанционных образовательных программ. Уже есть определенная культура предоставления знаний в Сети, созданы целые системы программ, которые оперативно проверяют знания и компетенции учащихся. Конечно же, все это должно развиваться и дальше.
Поэтому я бы назвал чушью тезис о том, что «образованию во всем мире объявлена война». Электронное обучение привносит в деятельность любого университета очень эффективные технологии изготовления, упаковки и распространения контента, дает преподавателям мультимедийные возможности, которых у них никогда не было ранее. Согласитесь, размещение музыкальных треков в интернете совсем не означает, что объявлена война музыке. Может быть, это война виниловым пластинкам, а теперь и дискам?
Другой вопрос – это создание системы оценки и контроля качества электронного образования. Без этого убедиться в том, что студентов правильно обучают, невозможно. Такой системы в России сейчас нет. Но в мире-то она есть. Именно этим занимается Европейский фонд гарантий качества электронного обучения (EFQUEL), который следит именно за качеством образовательных программ серьезных кампусных университетов.
Если резюмировать, революции в образовании из-за прихода интернет-технологий нет, но есть серьезная эволюция, появляются другие инструменты обучения. В определенной степени революция состоялась в тот момент, когда в мире возникло заочное или дистанционное обучение. Но повторюсь, это случилось еще в ХХ веке, когда образование перестало быть уделом элиты и стало доступно всем.
Но если мы будем истерить, то рискуем уступить сегмент электронного образования иностранным игрокам. Если уже не уступили.