Мнения

Федор Лукьянов
главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

«Клуб великих держав»

13 декабря 2011, 16:42

Фото: РИА "Новости"

От распада Советского Союза нас отделяют уже два десятилетия. Это большой срок, особенно в современной мировой политике, где, как когда-то на Севере, год идет за три, для того, чтобы начать осмыслять, а что, собственно, произошло.

90-е годы были очень бурными во всех смыслах. Это было время – для нас распада, для мира, как казалось, строительства нового порядка.

На постсоветском пространстве Россия сыграла выдающуюся стабилизирующую роль

Тогда многое воспринималось не так, как воспринимается сейчас. Как мне кажется, 90-е годы с точки зрения российской внешней политики очень серьезно недооценены. У нас существует общее представление, что это был период распада, унижения, борьбы за выживание, что отчасти соответствует действительности. Но в целом, если быть объективным, то 90-е годы во внешней политике во многом заложили основы того, на чем мы живем сегодня.

Многие недооценивают масштаб проблем, с которыми столкнулась новая Россия после распада СССР. Это сейчас кажется, что все было автоматически – не стало Союза, Россия стала правопреемником и дальше уже статусом своим оперировала.

Это не было автоматически. Западные державы, как бы они ни поддерживали демократию и не радовались распаду СССР, не то чтобы сразу стали приветствовать Россию и говорить, что она правопреемник. Этого надо было добиваться. Этого добивались российские дипломаты самого первого призыва. И добились. Россия заняла место в ООН, постоянное кресло в Совете безопасности, и Россия была признана правопреемником.

Второй элемент, который сейчас тоже уже забывают, – на Россию обрушились гигантские советские ядерные арсеналы, которые в общем-то ей не были нужны. Ей было нужно ядерное оружие, но ей не нужно было столько. Россия не собиралась и уже никогда не будет вести политику, которую вел Советский Союз и для чего ему были нужны шесть тысяч боеголовок.

Что с этим делать? Как обеспечить, с одной стороны, сохранность и безопасность этих арсеналов, а, с другой стороны, вписать их в дипломатию, практику, контекст новой российской политики, – это тоже был серьезнейший вопрос. Частью его была необходимость консолидации ядерного оружия на российской территории. Потому что в Советском Союзе оно было помещено еще и на территории Казахстана, Украины и Белоруссии.

Это была сложнейшая дипломатическая работа. Новые страны, естественно, не горели желанием отдавать оружие, особенно Украина. С Украиной вопрос тянулся до конца 90-х годов.

Конечно, Россия в 90-е годы не играла большой роли в мировой политике. Не могла просто. Но тот факт, что дипломатия даже при непопулярном министре Козыреве, и, тем более, потом – при Евгении Примакове и Игоре Иванове – сохраняла пусть приставное, но кресло во всех форматах, позволил России сохраниться как если не члену клуба великих держав, то великой державе, которая на минуточку вышла из клуба, но сейчас вернется. То, что Россия смогла подняться обратно в клуб в начале 2000-х при Путине, во многом было заслугой предыдущего времени. Хотя, конечно, приходилось идти на очень большие уступки. Тут и согласие на расширение НАТО, соглашательская позиция по Балканам, по Ираку. Но здесь нужно смотреть уже на потенциал, который был в руках у дипломатов.

Вообще, соотношение цены и качества, то есть возможностей и достигнутых результатов, – это очень важный критерий. И я бы даже сказал, что по этому соотношению с учетом явно небольшого инструментария российская дипломатия тогда работала даже более профессионально, чем в 2000-е годы.

На постсоветском пространстве Россия сыграла выдающуюся стабилизирующую роль. Гражданская война в Таджикистане была прекращена во многом усилиями России. Страна, которая развалилась, была восстановлена. Да, она очень слабая, тяжелая, с не очень понятной перспективой, но там уже 15 лет нет войны, и она как-то существует.

При Козыреве Россия приглашала западных миротворцев в Грузию, в Абхазию – никто не хотел. Зачем? Это была абсолютно мутная история, а у Запада были свои дела – они разбирались с наследием Советского Союза в Европе, осваивали новые активы.

Сквозь 90-е годы, несмотря на ощущение униженности, Россия смогла пронести чувство себя как одной из главных стран мира. Это очень важно. Самое страшное, что могло случиться, – это внутренний надлом. Если бы возобладала «розовая» идеология начала 90-х, что нам вообще ничего не надо, мы должны просто подчиниться более мудрым и правильным странам, которые выиграли холодную войну, и идти в их фарватере, потом чувство унижения бы выстрелило. И это было бы крайне разрушительно и для России, и для остального мира, для Европы.

Ту работу, которую проделали дипломаты в 90-е, надо изучать, – у нас есть ряд штампов, которыми мы жонглируем, но мы не возвращаемся к сути. А самое главное, ее надо ценить. Тех людей, которые, несмотря на крайне неблагоприятные условия, с высочайшим профессионализмом отстаивали то, что можно было отстоять, и многое отстояли.

Источник: Russia.ru

Вам может быть интересно

Набиуллина сообщила о возможности повышения ставки ЦБ в декабре
Темы дня

Турецкий авианосец добьет репутацию «Байрактаров»

Турция торжественно отчитывается о новых испытаниях первого в мире авианосца для БПЛА – УДК «Анадолу». Знаменитый турецкий беспилотник «Байрактар ТБ3» – версия со складным крылом – впервые взлетел с палубы этого корабля. Это событие должно нас скорее обрадовать. Почему России вряд ли стоит повторять подобный эксперимент?

Трамп напал на БРИКС из-за страха за доллар

Дональд Трамп пытается изо всех сил удержать на плаву доллар и всю американскую экономику. Однако сделать это становится все труднее. Теперь большой занозой для США стал не просто Китай, а экономическое объединение БРИКС. В страхе перед мощью БРИКС Трамп стал угрожать 100-процентными пошлинами входящим в союз странам. Однако его как будто никто не воспринимает всерьез.

Карлсон в Москве анонсировал интервью с Лавровым

Берлин задумался об отправке германских солдат-миротворцев на Украину

ЕС изменил нормы охоты на волков из-за пони фон дер Ляйен

Новости

Вице-премьер Мантуров сказал, кто придумал название «Орешник»

Первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров ответил на вопрос, кто придумал название для новейшей российской ракеты «Орешник».

Небензя заявил о поддержке террористов в Сирии со стороны США и Украины

Американцы и их союзники оказывают поддержку террористам в Сирии, сами террористы «откровенно бравируют» поддержкой со стороны спецслужб Украины, заявил постпред России при ООН Василий Небензя.

Исследование: Геймеры стали больше смотреть видео, чем играть сами

Геймеры стали тратить больше времени на просмотр игровых видео на платформах Twitch и YouTube, чем на сам процесс игры, по данным исследования Midia Research, охватывающего 2023 и 2024 годы.

Террористы в Сирии переняли тактику украинских инструкторов

Сирийские боевики используют дроны-камикадзе по украинской тактике, что свидетельствует о присутствии украинских спецслужб в Идлибе, сообщил специалист по беспилотникам.

Кремль: Для переговоров России и Украины нет оснований

Сейчас нет никаких оснований для переговоров между Россией и Украиной, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В Намибии избрали первую женщину-президента

Намибия избрала Нетуми Нанди-Ндайтва первой женщиной-президентом страны, она получила 57% голосов, несмотря на прогнозы о возможном втором туре.

Российские войска зачистили Старые Терны к западу от Курахово

Российские войска провели операцию по зачистке поселка Старые Терны у Кураховского водохранилища в Донецкой народной республике, фактически обеспечив контроль над этой территорией.

Китай значительно обогнал США по инвестициям в Саудовскую Аравию

Саудовская Аравия и Китай усилили экономическое сотрудничество, с акцентом на зеленые технологии и инвестиции, что изменяет традиционную зависимость арабского королевства от западных партнеров, пишет британская Financial Times.

Оппозиция Южной Кореи начала процедуру импичмента президента

Оппозиционные партии Южной Кореи договорились подать предложение об импичменте президента Юн Сок Еля, обвинив его в попытках ввести военное положение и провокации конфликта с Северной Кореей, сообщает Ренхап.

Стало известно о выдвижении дочери Жириновского в Госдуму

Анастасия Боцан-Харченко, дочь Владимира Жириновского, станет кандидатом от ЛДПР на выборах в Госдуму-2026, подтвердил замруководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов.

Филиппинское судно протаранило китайский военный корабль в спорных водах

Филиппинское служебное судно проигнорировало предупреждения и врезалось в китайский корабль береговой охраны возле спорного рифа в Южно-Китайском море.

Захарова рассказала о масштабном характере интервью Лаврова Карлсону

Интервью Сергея Лаврова с Такером Карлсоном будет длиться полтора часа и выйдет через пару дней, сообщила спикер МИД Мария Захарова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

Олег Хавич: Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

Игорь Караулов: Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?