«Нам следует сдерживать Россию, а не провоцировать ее», - пишет в своей статье для The Times обозреватель Эдвард Лукас. Причем, подчеркивает он, для «сдерживания Путина» есть способы получше, чем размещение неопробованных вооружений в Восточной Европе, передает RT.
Эта технология крайне дорогая – именно поэтому американский ВПК так яро за нее выступает, – при этом она дает неоднозначные результаты
Лукас отмечает, что те, кому сейчас нет еще 45 лет, считают вопрос контроля ядерных вооружений «мудреным и малозначимым». Однако те, кто помнят 1980-е годы, прекрасно осознают опасность, которую таят подобные вооружения в тех случаях, когда они легко могут быть приведены в действие.
«Этот кошмар наяву» закончился в декабре 1987 года, когда обе стороны - СССР и США - согласились избавиться от своих ядерных ракет средней дальности. Тогда в рамках Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) администрация Рональда Рейгана убрала размещенные в Великобритании и прочих странах крылатые ракеты и ракеты «Першинг», а Москва сделала то же самое со своими ракетами РСД-10 «Пионер», из-за которых, как пишет автор, и началась гонка вооружений.
В статье отмечается, что договор РСМД – это в настоящее время «почти последнее» из оставшихся соглашений по контролю вооружений, которые в свое время покончили с холодной войной.
И в то время как «стратегическая триада» Америки – ядерные вооружения наземного, морского и воздушного базирования – устаревает, испытывая при этом нехватку финансирования, Россия проводит быструю модернизацию. Она строит подводные лодки нового типа и намекает на то, что те будут вооружены торпедами дальнего радиуса действия с ядерным зарядом.
В целом за последние несколько недель Россия сообщила о создании новой высокоэффективной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), приостановила действие соглашения с США об утилизации оружейного плутония, объявила о постоянном размещении в Калининграде ракетных комплексов «Искандер», осуществила испытательный пуск МБР с атомной подводной лодки, а также провела учения по гражданской обороне с участием 40 млн человек, пишет Times.
По мнению издания, тревогу также вызывают сообщения, появившиеся еще в 2008 году, о том, что Москва в нарушение договора РСМД испытывает новые ракеты с радиусом действия от 500 до 5 тыс. километров, более того, она, возможно, даже готовится выйти из этого соглашения. Изначально администрация Обамы попыталась решить проблему с испытаниями по-тихому, однако те все равно продолжились. Начиная с 2014 года Вашингтон неоднократно открыто обвинял Россию в нарушении договоренностей, пишет обозреватель. На прошлой неделе на заседании специальной контрольной комиссии по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности США призвали Россию к ответу.
Москва, пишет Times, с радостью представила свое видение ситуации, заявив, что, по мнению российских властей, вина за происходящее лежит на Соединенных Штатах, которые в Румынии и Польше развертывают систему противоракетной обороны. Между тем Вашингтон считает эту позицию России отвлекающим маневром и настаивает на том, что система ПРО нацелена на то, чтобы сбивать ракеты Ирана, в случае если тот решит нанести удар по США.
«В принципе, США правы. Такие страны, как Польша и Румыния, имеют все права на то, чтобы размещать у себя военные базы своих союзников. Иран остается непредсказуемым, а у Америки есть право на то, чтобы защищать себя. Системы ПРО не нарушают договор РСМД. Россия ведет себя неправильно. Тем не менее отсутствие контроля за ядерными вооружениями в Европе стало бы огромной ценой за приверженность этим принципам, а выгод от систем ПРО немного», – пишет обозреватель The Times Эдвард Лукас.
Он поясняет, что эта технология крайне дорогая, – именно поэтому американский ВПК так яро за нее выступает, – при этом она дает неоднозначные результаты. По словам Лукаса, сбить летящую баллистическую ракету – все равно что пытаться сбить пулю с помощью другой пули. Автор также отмечает, что в настоящее время Соединенным Штатам лучше не устанавливать дорогостоящие и непроверенные системы вооружений в Восточной Европе для защиты «от все еще несуществующей иранской угрозы». Им лучше вложить деньги «в такие вооружения и меры, которые скорее сдерживали бы Россию, а не провоцировали ее», говорится в статье.
В качестве примера подобных вооружений автор приводит малозаметные неядерные крылатые ракеты JASSM, которые можно запускать с кораблей и самолетов. Как отмечает The Times, Финляндия и Польша уже приобрели такие ракеты, и Соединенным Штатам следует продать их также и другим странам
«На фоне того как Brexit, «трампотрясение» и откровенно реваншистская Россия расшатывают основы европейской безопасности, мы должны учиться контролю за вооружениями на уроках прошлого, а не забывать их», – подытоживает Эдвард Лукас.
В понедельник председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что в ответ на развертывание американских ПРО в Европе Россия будет вынуждена усилить систему воздушно-космической обороны на западном направлении, задействовать дополнительные силы для прикрытия соответствующих объектов и пунктов управления.
В Кремле ранее заявляли, что в связи с расширением американской системы противоракетной обороны существует угроза для национальной безопасности России.
Первый заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Виктор Познихир говорил, что Москва вынуждена принимать адекватные ответные меры, чтобы противоракетные планы США не могли повлиять на баланс стратегических вооружений.
Познихир также заявил, что решение США о создании системы противоракетной обороны (ПРО) не связано с Ираном и Северной Кореей, оно обусловлено стремлением получить военное превосходство над Россией и Китаем.
Президент Владимир Путин на протяжении многих лет заявлял, что система европейской ПРО США представляет непосредственную угрозу для России.