План, который в четверг Минфин представит правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под руководством Игоря Шувалова, озаглавлен как «Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений». Основная проблема Минфину видится в низкой производительности труда в бюджетном секторе: в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся. В документе говорится, что численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а количество специалистов в образовании и здравоохранении - «превышает значительно».
В рамках нового этапа реформы Минфин подготовил предложение довести «состав и содержание госуслуг» до определенных властями стандартов «при одновременном повышении их качества и доступности». Особое внимание в плане уделяется оптимизации управления имуществом. Так, «мелкие» учреждения и организации, загруженные менее чем на 50%» предлагается сливать с более крупными. Образовавшееся после укрупнения «излишнее имущество» планируется распродавать. Кроме того, предлагается перейти к оказанию госуслуг «на конкурентной основе», фактически отдав часть их в частные руки. В Минфине уточняют, что для этого еще потребуется принять соответствующий федеральный закон. Наконец, с 2017 года в ведомстве хотят отказаться от содержания госимущества «в спящем режиме» (в том числе от частичной оплаты коммунальных счетов).
Объемы увольнений и сокращений в той или иной отрасли, например, в здравоохранении, в документе не записаны. Но мероприятия напоминают о модели оптимизации столичного здравоохранения, пишет «Коммерсант».
Масштабные реформы планируются и в сфере образования. Авторы предлагают распространить на всю страну практику слияния школ (а также детсадов и других образовательных учреждений), которая также была опробована в Москве: за последние два года количество учебных заведений сократилось почти в четыре раза. В Минфине указывают, что таким образом удастся сэкономить на бухгалтерии, юридическом сопровождении и кадровой работе. Образовательная реформа, напомним, в столице была встречена митингами учителей и родителей школьников.
В объединительных инициативах Минфин предлагает пойти дальше: например, создать в школах центры коллективного доступа. Такая модель существует в высшей школе, когда студенты из разных университетов по очереди занимаются на дорогостоящей технике. Какое именно оборудование должно стать общим для школ, не указывается - говорится лишь о «высокооснащенных кабинетах». При этом в министерстве финансов считают слишком расточительным оплачивать школе полный штат преподавателей. Поэтому «учителя-предметники» станут преподавать по графику сразу в нескольких учебных заведениях. Очевидно, что в таком случае «высвободившихся» преподавателей школам можно будет уволить.
Курс Минобрнауки, взятый на сокращение числа вузов, Минфин как средство экономии поддерживает и стимулирует. Ставка делается на мониторинг эффективности высших учебных заведений, которое ежегодно проводит образовательное ведомство. Авторы оптимизационного плана предлагают активнее закрывать вузы с низкими показателями.
Минфин выбрал для возобновления реформ относительно удачное время. С одной стороны, в ближайшие месяцы еще возможно продвижение таких проектов, до непосредственного наступления предвыборной кампании Госдумы, за которой последует старт и президентской кампании. С другой стороны, подготовка бюджета на 2016-2018 годы в любом случае требует оптимизации госрасходов, и хотя напрямую оптимизация сети не связана с сокращением средств, тратящихся на нее, некоторой экономии достигнуть таким образом возможно.
Наконец, ситуация на рынке труда в 2015 году вполне способствует сокращению персонала в госсекторе: напомним, ожидаемого роста безработицы даже на 1 процентный пункт не произошло, спад в экономике пока предполагается умеренным - однако общая риторика властных структур позволяет продолжать реформу, объясняя происходящие сокращения влиянием экономического кризиса.