Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы в понедельник представила в Мосгордуме результаты проверки расходования бюджетных средств, выделенных в 2012 году на развитие столичного транспорта. В общей сложности аудиторы выявили «неправомерных расходов» на сумму 484,5 млн рублей, «неэффективных расходов» - на 182,6 млн рублей, а также «ущерб, подлежащий возмещению» в размере 49,1 млн рублей, пишет «Коммерсант».
Программы как таковой нет, а есть лишь россыпь мероприятий, которые никак между собой не синхронизированы
КСП проверяла ход выполнения самой дорогой московской программы с бюджетом 2,5 трлн рублей, утвержденной на срок с 2012 по 2016 год. В прошлом году на нее было выделено более 336 млрд рублей. Напомним, что в программе закреплен весь комплекс мер борьбы с пробками: развитие общественного транспорта, строительство дорог, метро, транспортно-пересадочных узлов.
Внимание аудиторов привлек тот факт, что расходы бюджета Москвы на создание единого парковочного пространства были сокращены на 93,2% (на весь период 2012-2016 годов). Кроме того, на отдельных объектах выявлена «неправомерная оплата», а также «неправильное применение расценок». К примеру, при строительстве транспортно-пересадочного узла у ВДНХ власти «неправомерно» потратили 10,2 млн рублей, а также закупили на 8 млн рублей оборудование (диспетчерский пункт, киоски по продаже билетов, пункты охраны), которое в итоге не используется. «Неэффективное использование» средств выявлено и во время проектирования, в частности 1,1 млн рублей потрачено на подготовку документации для организации выделенных полос, которые к вводу не планируются.
Не обошлось без нарушений и при строительстве метро. К примеру, разработчики транспортной программы не учли, что при прокладке Калининской линии от станции «Новогиреево» до «Новокосино» будущий перегонный тоннель пересекает нефтепровод Ярославль-Москва. Поскольку его необходимо перекладывать, общая стоимость строительных работ увеличилась на 346 млн рублей. Кроме того, в 2012 году было запланировано заменить 26 эскалаторов в метро, а поменяли только 11.
Выездные проверки КСП показали, что при реконструкции остановок общественного транспорта и расширении проезжей части асфальт менялся в ноябре-декабре «при отрицательных температурах и при наличии снежного покрова с нарушением технологии строительства». Кроме того, из восьми транспортных тоннелей и сооружений отремонтировано только два, из 15 подземных пешеходов и мостов - пять.
В целом, как отметили в Счетной палате, отследить ход выполнения программы довольно трудно: департаменты-заказчики постоянно на свое усмотрение меняют целевые и финансовые показатели, четкой методики мониторинга выполнения программы не существует.
Отчет КСП слушали представители департаментов строительства, транспорта, капремонта, Москомархитектуры. Однако возражать аудиторам взялся лишь заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Сергей Андрейкин: «Мы пытаемся менять программу, чтобы она соответствовала задачам, которые перед нами ставит мэр».
Глава бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов возмутился сокращением бюджета на строительство парковочных мест: «Где жители хранить машины-то будут?». Андрейкин заметил, что за строительство капитальных парковок департамент не отвечает, но подчеркнул, что «город отказался от финансирования в пользу плоскостных платных парковок».
«Впечатление складывается удручающее, - подытожил член комиссии депутат Александр Крутов. - Такое ощущение, что либо обязательства были завышены, либо была небрежность при планировании». По его мнению, программы как таковой нет, а есть лишь «россыпь мероприятий, которые никак между собой не синхронизированы».
Результаты аудиторской проверки направлены мэру Москвы.