По свидетельству Foreign Policy, специализированное АНБ - так называемое управление операций по заказному доступу (Office of Tailored Access Operations – TAO) «уже почти 15 лет успешно вскрывает компьютерные и телекоммуникационные системы Китая, поставляя одни из лучших и самых надежных разведданных о том, что происходит в Китайской Народной Республике», передает ИТАР-ТАСС.
TAO уже почти 15 лет успешно вскрывает компьютерные и телекоммуникационные системы Китая
В публикации подробно описывается механизм работы ТАО и его спецподразделений. Их действия направлены не только против КНР, но и против других стран мира. Более того, хотя АНБ теоретически не вправе шпионить за населением собственной страны, «разумная предосторожность» заставляет задаваться вопросом о том, «в состоянии ли ТАО выполнять свою миссию по сбору иностранных разведданных без доступа к коммуникациям, исходящим из США или проходящим через них», подчеркивается в статье.
Материал подготовил Мэтью Эйд, профессионально изучающий деятельность американской электронной разведки и пишущий книги на эту тему. Он рассказал, что «ультрасовременный оперцентр» ТАО размещен в здании штаб-квартиры АНБ в Форт- Миде (штат Мэриленд), но при этом остается загадкой даже для остальных сотрудников агентства.
Доступ туда перекрыт стальными дверями, у которых дежурит вооруженная охрана. Допуск за двери контролируется с помощью не только обычных шестизначных кодов, но и сканнера, считывающего информацию с сетчатки глаза.
«По словам бывших сотрудников АНБ, проинтервьюированных для этой статьи, задача ТАО проста, - пишет Эйд. - Управление собирает разведданные о представляющих интерес иностранцах, тайно вторгаясь в их компьютерные и телекоммуникационные системы, разгадывая пароли, преодолевая компьютерные системы безопасности,... выкрадывая информацию с жестких дисков и затем копируя все сообщения, проходящие через нужные системы электронной почты и текстовых передач. На профессиональном жаргоне АНБ эти операции именуются «эксплуатацией компьютерной сети» (ЭКС).
В задачи ТАО входит и сбор информации, «которая позволила бы США разрушить или повредить иностранные компьютерные и телекоммуникационные системы с помощью кибератаки при получении соответствующего указания президента страны», указывается в публикации.
Саму кибератаку развернуло бы в таком случае Киберкомандование вооруженных сил США во главе с четырехзвездным генералом Китом Александером. Штаб-квартира командования находится в том же Форт-Миде, Александер одновременно возглавляет и АНБ.
Организационно ТАО, по словам Эйда, входит в состав департамента радиотехнической разведки (SIGINT, от Signal Intelligence) АНБ во главе с 54-летней Терезой Ши. Прежде эта женщина сама возглавляла ТАО, и ее карьера наглядно подтверждает бытующее в агентстве убеждение в том, что принадлежность к ТАО - лучшая гарантия быстрого служебного роста.
Каких именно успехов добилась Ши, доподлинно неизвестно, но «заказной доступ» к чужим секретам она обеспечивала властям США после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. С апреля нынешнего года ТАО возглавил Роберт Джойс, который прежде был заместителем начальника департамента, ведающего безопасностью телекоммуникационных систем правительства США.
На сегодняшний день ТАО, согласно публикации, - «крупнейшая и скорее всего важнейшая составная часть» своего департамента. В штат его входят «более 1000 военных и гражданских компьютерных хакеров, разведаналитиков, специалистов по поиску объектов для атаки, дизайнеров компьютерной техники и программного обеспечения, инженеров- электриков».
«Святая святых» ТАО - так называемый «удаленный оперцентр» (ROC, от Remote Operations Center), где круглосуточно посменно трудятся «около 600 военных и гражданских хакеров, именующих себя операторами ЭКС».
Внутренняя структура ТАО включает подразделения, именуемые «ветвями». У каждого свои задачи: одно разрабатывает программы, позволяющие операторам перехватывать нужные разведданные, другое обеспечивает скрытность доступа к чужим системам, третье отвечает за операционную и вспомогательную инфраструктуру.
Есть у секретного управления секретного агентства и своя «секретная служба», к которой обычно прикомандировываются агенты ЦРУ и ФБР США. Как пишет Эйд, их функция - так называемые «внесетевые операции», т.е. «тайная установка прослушивающих устройств на компьютерных и/или телекоммуникационных системах за рубежом с тем, чтобы хакеры ТАО могли получить к ним удаленный доступ из Форт-Мида».
Совершая экскурс в историю недавнего прошлого, автор упоминает об операциях ТАО в Ираке, где в 2007 году были якобы «выявлены и локализованы свыше 100 иракских и аль-каидовских повстанческих ячеек в Багдаде и вокруг него», а также в Иране, где в том же году была добыта «важная развединформация» по военной ядерной программе.
А переходя к сегодняшнему дню, Эйд пишет, что «и после прихода Барака Обамы к власти в 2009 году ТАО вне всякого сомнения продолжает расти по своим размерам и значению». В последние годы «мини-ТАО» появились, по его словам, за пределами Форт-Мида - в разведцентрах на Гавайях, в штатах Джорджия, Техас и Колорадо.
«Шила в мешке не утаишь, и эта экспансия создает проблемы для шпионского ведомства, всегда чуравшегося всякой публичности. Даже в самом сверхсекретном АНБ все, что касается ТАО, маркируется грифом «Совершенно секретно», - констатирует Эйд.
«За последнее десятилетие это наименование лишь несколько раз появлялось в печати, а те немногие репортеры, которые осмеливались об этом спрашивать, получали от высокопоставленных сотрудников разведки США вежливые, но твердые предостережения не описывать работу данной структуры, чтобы не повредить ее текущим операциям. Как сказал один высокопоставленный американский военный, знакомый с работой ТАО, в агентстве считают, что чем меньше людей о них знают, тем лучше», - заключается в статье.