Согласно проекту, власть министерства по развитию Дальнего Востока (проектом предлагается новое министерство именовать просто минвостокразвития России) должна опираться на три главных элемента: федеральное имущество, федеральные деньги и неотвратимость наказания для региональных властей. Больше всего места в документе занимает описание имущественных прав ведомства: среди первых пунктов положения указано, что министерству передается «управление федеральным имуществом, в том числе природными ресурсами» ДВФО.
В этом пункте сделана оговорка: исключение составят лесной фонд, особо охраняемые природные территории федерального значения, имущественные комплексы ОАО, а также стратегические предприятия и АО. Впрочем, министерство сможет получить «полномочия собственника в отношении федерального имущества», если докажет, что оно «необходимо для обеспечения его функций».
Уже в расшифровке этого положения допускается, что минвостокразвития будет организовывать «продажу, в том числе выступая продавцом, приватизируемого федерального имущества» - безо всяких исключений, но с дополнительными полномочиями: министерство намерено организовывать оценку продаваемого имущества и контролировать управление федеральными земельными участками. Кроме того, минвостокразвития намерено участвовать в корректировке прогнозного плана приватизации федерального имущества, готовить предложения об изменении перечня стратегических предприятий и АО, проекты директив для голосования на собраниях ОАО с госучастием и проекты решений правительства о назначении представителей в органы управления ОАО с госучастием.
Столь же глубоко министерство войдет и в управление природными ресурсами - в частности, осуществляя координацию подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых» и даже контролируя Минприроды в вопросах предоставления прав пользования участками недр. Отдельно в положении оговорено право минвостокразвития управлять на территории округа всеми энергоактивами, согласовывая инвестпрограммы не только территориальных сетевых компаний, но и всех остальных «субъектов электроэнергетики» на территории ДВФО.
Разделы положения, посвященные управлению средствами федерального бюджета, не оставляют сомнений в том, что к предложениям минвостокразвития будет вынуждено прислушиваться и федеральное правительство: министерство намеревается получить функции главного распорядителя бюджетных средств, «поступающих на территорию ДВФО», по всем госпрограммам, ФЦП и ведомственным программам. При этом минвостокразвития рассчитывает получить право согласования этих программ и право вносить предложения по их корректировке. Поскольку сегодня финансирование ДВФО осуществляется через общие для большей части РФ программы, по возможностям согласования это ведомство может оказаться на одном уровне с Минфином и Минэкономики.
#{interviewsociety}Отдельным разделом документа описана передача минвостокразвития практически всех функций Росрыболовства по управлению водными биоресурсами в ДВФО. Поскольку основные запасы водных биоресурсов находятся именно в э том регионе, после утверждения положения Росрыболовству (теперь подчиненному Минсельхозу) предстоит ограничиться регулированием рыбной ловли только на Черном и Балтийском морях. Всего же минвостокразвития намерено ограничить или лишить полномочий на территории ДФО не менее десяти федеральных ведомств: кроме Росимущества и Росрыболовства, свои полномочия предстоит сокращать, в том числе, Минприроды, Минсельхозу и даже Минюсту.
Впрочем, еще более жестко в проекте зафиксированы отношения министерства с девятью субъектами ДФО. Малейшая попытка региональных властей проявить самостоятельность может быть жестко ограничена. Министерство намерено не только осуществлять контроль за органами госвласти субъектов, но и направлять им «обязательные для исполнения предписания» об отмене или изменении нормативных правовых актов «по вопросам переданных им полномочий».
Новое ведомство согласно даже исполнять часть функций правоохранительной и судебной системы, предлагая разрешить себе «принимать меры по привлечению виновных в неисполнении, ненадлежащем исполнении переданных полномочий к установленной законом ответственности» и отзывать (согласовав с Белым домом) те полномочия, с которыми субъекты РФ, по его мнению, не справляются. Впрочем, глава этого ведомства будет не только карать провинившихся (издавая предписания «о привлечении к ответственности должностных лиц»), но и награждать отличившихся: документ предусматривает учреждение специальных знаков отличия министерства.
Всего же проект положения о министерстве предлагает переписать 26 нормативных актов - от федеральных законов и указов президента до приказов отдельных федеральных ведомств. И именно необходимость согласовать и провести через Госдуму большой нормативный пакет делает предложенную конструкцию неработоспособной в ближайшее время. Придется объяснять не только сокращение полномочий отдельных ведомств, но и утрясать проблемы с Конституцией и законом «О местном самоуправлении», как минимум доказывая необходимость потери равенства девяти субъектов создаваемой «Дальневосточной конфедерации» с остальными регионами Российской Федерации.
Пока же положением предлагается определить штаб-квартиру минвостокразвития сразу в двух центрах: в Москве и Хабаровске, причем основная штаб-квартира ведомства будет расположена в Хабаровском крае. Как пояснили источники в правительстве, штатная численность министерства составит 240 человек. На Дальнем Востоке разместится основной аппарат из 200 чиновников, впятеро меньший штат будет обслуживать потребности министерства в Москве. Отметим, что проектом положения минвостокразвития уже разрешается иметь собственный флаг и вымпел; обозначены в документе и возможности установления внешних связей нового министерства. Впрочем, процедура получения визы в ДВФО (и будет ли этот процесс упрощен для граждан России) в тексте документа не описывается, пишет «Коммерсантъ».