Отвечая на вопрос, являются ли проекты российской и белорусской АЭС по соседству с Литвой следствием соглашения или конкуренции, Ажубалис отметил, что он не видит «никакой экономической логики и потребности Калининградской области в строительстве такого объекта, когда уже в настоящее время и без АЭС существует избыток электроэнергии, нет электросоединений с другими странами, кроме Литвы, нет необходимых резервных мощностей, рынка реализации».
#{ussr}«Также до сих пор не пришлось слышать, чтобы признанная в мире, имеющая хорошую репутацию компания выразила желание инвестировать в проекты российской и белорусской АЭС, хотя нам известно, что ведется лихорадочный поиск таких инвесторов. Одна из причин, на мой взгляд, – отсутствие ответов на вопросы относительно безопасности и экономической обоснованности проектов», - сказал он в интервью DELFI.
Говоря об аспектах безопасности, Ажубалис, подчеркнув, что Литва не против развития ядерной энергетики и сама занимается подобными программами, отметил, что «наибольшее беспокойство вызывает то, что Белорусская АЭС (совместный проект России и Белоруссии – прим. ВЗГЛЯД) планируется всего в 50 км от столицы Литвы. Таким образом, в случае аварии может быть парализована вся Литва». «Это правда, что в Европе есть примеры, когда АЭС находятся неподалеку от столиц, но эти проекты были согласованы между всеми сторонами», - сказал он.
«Как белорусский, так и российский проект, осуществляемые у границ Литвы, ЕС и НАТО, реализуются с грубыми нарушениями Конвенции Эспо и Конвенции о ядерной безопасности», - продолжил он. «Я надеюсь, что скорее уже нам с помощью международного сообщества удастся – не хочу использовать это слово «заставить», скажу - убедить, что всегда стоит придерживаться международных соглашений и обязательств», - подчеркнул министр.
Он также отметил, что «не только традиции добрососедства, но и международные соглашения обязывают страну позаботиться о том, чтобы ее амбиции были согласованы с требованиями безопасности и ответственностью перед общественностью своей страны и всего мира». Между тем, посетовал Ажубалис, «ключевые правомерные вопросы Литвы относительно оценки воздействия на окружающую среду либо остаются без ответа, либо на них дается неполный ответ». Он также косвенно обвинил стороны, занятые в строительстве Белорусской АЭС, что те развернули информационную кампанию, согласно которой «на все вопросы Литвы даны ответы, и Литву эти ответы удовлетворяют».
Глава МИД Литвы также заявил о том, что проект не был оценен экспертами МАГАТЭ, а на самой АЭС будут использоваться «более безопасные реакторы», которые у него «как гражданина не вызывают доверия». Ажубалис охарактеризовал возведение Белорусской АЭС как «эксперимент» и сказал: «Уважаемые господа, экспериментируйте на пустыре, на незаселенной территории, а не вблизи городов, не вблизи нашей столицы».
«В завершение я бы хотел вернуться к позиции соседей. На прошлой неделе до нас дошли заявления российской компании Росатом, о том, что якобы они с помощью МАГАТЭ «заставят» Литву «договориться». Хочется спросить «договориться» о чем? О том, чтобы мы сквозь пальцы смотрели на непрозрачные проекты атомной энергетики? Этого не будет», - заключил Ажубалис.