«Хотелось бы, чтобы платили (налоги – прим. ВЗГЛЯД) по месту жительства. Потому что основная социальная нагрузка там, на области», – отметил Шойгу в интервью программе «Вести в субботу» с Сергеем Брилевым, транслировавшейся телеканалом «Россия-1» на Дальний Восток, передает «Интерфакс».
Хотелось бы, чтобы платили налоги по месту жительства. Потому что основная социальная нагрузка там, на области
Он подчеркнул, что дети работающих в столице жителей Подмосковья учатся в школах и ходят в детские сады именно в Мособласти. «А это все надо за счет чего-то строить и содержать», – добавил собеседник программы.
Он также согласился с Брилевым, определившим его как «приверженца федеральной вертикали даже на горизонтальной должности».
При этом Шойгу уточнил, что сейчас выступает «в двух ипостасях» – и главы МЧС, и избранного губернатора Подмосковья. Напомним, в четверг Шойгу стал новым губернатором Московской области. Кандидатура министра была единогласно одобрена парламентом Подмосковья на заседании 5 апреля. Новый губернатор вступит в должность 11 мая.
Согласно действующему законодательству, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) выплачивается бухгалтерией по месту работы и остается в бюджете региона, в котором зарегистрировано предприятие, 60% суммы поступает в бюджет субъекта Федерации, 40% – в муниципальные образования. По закону высчитыванием налогов в России занимается работодатель.
#{smallinfographicleft=291254}В Москве работает около 70% жителей Подмосковья. Всего в регионе, по официальным данным, проживает 7 млн человек. Таким образом, убытки области в условиях существующей налоговой системы исчисляются миллиардами рублей.
В 2007 году в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому предполагалось, что граждане будут сами платить подоходный налог по месту жительства. Однако документ до сих пор не принят. Против таких изменений выступает Министерство финансов.
В ведомстве объясняют свою позицию тем, что взыскивать налоги по месту жительства будет затруднительно, поскольку многие россияне фактически проживают не там, где зарегистрированы. Несколько лет назад тогдашний глава Минфина Алексей Кудрин предлагал решать проблему выравнивания доходов регионов путем межбюджетного регулирования.
В 2011 году налог на доходы физических лиц (НДФЛ) обеспечил 20,5% от всех налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета России.
Плюсы и минусы
Миллиардер и бывший кандидат в президенты России Михаил Прохоров, как писала газета ВЗГЛЯД, не так давно уже предлагал, чтобы гражданин каждый год ходил в налоговую, писал декларации и платил налоги, которые сейчас за него платит работодатель: и НДФЛ, и страховые взносы. Таким образом, работник на руки должен получать не 50 тыс., а 65 тыс. рублей, из которых 21,5 тыс., или 33%, он как гражданин должен отдать государству в виде НДФЛ и страховых взносов.
Эксперты видят в такой реформе ряд плюсов. Предприятия начнут платить белые зарплаты, это станет стимулом для расширения бизнеса. Кроме того, сам гражданин будет более активно требовать от правительства ответа за то, куда идут его деньги как налогоплательщика. И, наконец, само государство сможет получить больше налоговых поступлений, так как физлицо может работать на нескольких работах, и ему придется платить налоги полностью за весь доход.
Однако эксперты не исключают варианты неплатежей. Плюс ко всему неизвестно, поднимут ли работодатели зарплаты сотрудникам, после того как с них снимут обязанность платить страховые взносы. Еще одной проблемой является налоговая безграмотность российского населения. При этом нанимать налоговых консультантов – это неизбежные издержки для физлиц.
Распределение по регионам
Помимо прочего, федеральный центр и регионы не перестают спорить о распределении налогов, собираемых в России. В 1990-х годах субъектам РФ было передано очень много функций и полномочий, но налоговых источников для их финансирования не хватало. И к концу прошлого года около 70 субъектов РФ оставались дотационными и были вынуждены постоянно «просить денег» у правительства.
Весной 2011 года президент Дмитрий Медведев озвучил идею о децентрализации власти. И в конце года в Госдуму был внесен пакет законопроектов по серьезному распределению властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Дополнительные доходы составят до триллиона рублей. Практическая реализация может начаться в 2013 году в экспериментальном режиме, но растянется на три–пять лет.
В частности, предлагается направить на региональный уровень налог на прибыль организации в размере 2%, часть «годового прироста НДС» и водный налог, а также разработать механизм поощрения регионов в виде дотаций за успехи в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций.
В итоге 31 марта текущего года Медведев подписал закон, корректирующий статью 67 Налогового кодекса. Этот закон наделяет регионы полномочиями по установлению оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита на прибыль организации в части, зачисляемой в региональные бюджеты.
При этом президент специально для Газпрома ввел переходный период по уплате консолидированного налога. Этот период продлится до 2015 года, что позволит постепенно снижать поступления от газовой монополии в столичный бюджет.
До сих пор прибыль Газпрома поступала в московский бюджет, а не в регионы, где у него находятся все активы, основные производственные мощности и персонал. С переходом Газпрома на консолидированную уплату налога на прибыль Москва потеряла бы в этом году 50 млрд рублей дохода.