31 мая, вторник  |  Последнее обновление — 13:00  |  vz.ru

Главная тема


Марк Сандомирский: Люди типа Савченко склонны не договариваться, а только требовать

решение города


Путин стал почетным гражданином Севастополя

После скандала в Якутске


Борец Лебедев решил не участвовать в Олимпиаде

«Самое тяжелое было в аэропорту»


Савченко сравнила встречу с журналистами в Борисполе с нападением шакалов

политическая риторика


Киев заявил о намерении России «пробить коридор в Крым»

курортный сезон


В Египте жалуются на «огромные убытки» из-за отсутствия российских туристов

«соблюдаем этикет»


Украинские офицеры СЦКК рассказали об отношениях с российскими военными

опрос в твиттере


Представитель СК попросил совета о наказании «оборзевших мажоров» на Gelandewagen

армия и вооружение


Business Insider составил список 11 «грозных военных машин» России

«Кудрин просил мириться»


Дмитрий Ольшанский: Если у вас плохие отношения с Западом

Вопрос дня


Как повлияет освобождение Савченко на политический хаос на Украине?

Личное дело каждого

Специалисты спорят о том, нужно ли менять систему уплаты налогов

2 апреля 2012, 21:35

Текст: Ольга Самофалова

Версия для печати

Единое уведомление о своих налоговых обязательствах получит в этом году каждый налогоплательщик. На днях объявлено о соответствующем решении Федеральной налоговой службы. Нововведение может стать первым шагом к переходу на уплату всех налогов не предприятиями, а самими налогоплательщиками. О плюсах и минусах такого подхода, существующего везде в мире, кроме России, эксперты рассказали газете ВЗГЛЯД.

Большинство россиян сейчас даже не подозревают о том, какой объем от своих доходов они передают государству. По закону высчитыванием налогов в России занимается работодатель. К примеру, работник получает зарплату в 50 тыс. рублей. Некоторые знают о том, что с них гражданин отдает государству 13%, или 6,5 тыс. рублей. Однако о том, что работодатель за него платит еще и страховые взносы в размере 30%, или 15 тыс. рублей, большинство даже не задумываются. Таким образом, государство получает от работника и работодателя 21,5 тыс. рублей при зарплате сотрудника в 50 тыс.

Миллиардер и бывший кандидат в президенты России Михаил Прохоров не так давно предложил, чтобы гражданин сам платил налоги, которые сейчас за него платит работодатель: и НДФЛ, и страховые взносы. Таким образом, работник на руки должен получать не 50 тыс., а 65 тыс. рублей, из которых 21,5 тыс., или 33% он как гражданин должен отдать государству в виде НДФЛ и страховых взносов.

Если работник будет сам оплачивать эти два налога, то, по мнению Прохорова, он будет более активно требовать от правительства ответа за то, куда идут его деньги как налогоплательщика. «Когда вы, платя налоги, будете знать, сколько процентов с зарплаты вы платите на самом деле, вы точно начнете ходить на выборы и требовать ответа: что это за ужасные дороги? Почему такое убогое здравоохранение? Почему деградирует система образования? <...> Ко всем должно прийти понимание, что власть обязана на нас работать, нам не нужно ее благодарить за то, что она строит дороги, детские сады и школы. Власть обязана это делать, это не заслуга ее, это ее работа. Она работает на нас. Хозяин страны – налогоплательщик. И пока мы не начнем чувствовать себя налогоплательщиками, которые могут спросить с власти, все попытки что-то изменить будут обречены», – пишет Прохоров.

Надо сказать, что ФНС уже начала мыслить в данном направлении. В частности, в этом году служба начнет рассылать гражданам сведения об их налоговых обязательствах. Каждый гражданин получит уведомление о налоге на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги, которые надо будет уплатить до ноября. В конверте каждый россиянин получит платежные документы отдельно для каждого налога.

Если уведомление о налогах некорректно, то налогоплательщик сможет сообщить об этом ФНС с помощью заполнения и отправки заявления-анкеты (будет вложена в письмо от службы). Соответственно, гражданин может не платить те налоги, с которыми не согласен.

Кроме того, ФНС создает «личный кабинет налогоплательщика» на своем сайте. На данный момент он работает только в рамках задолженности гражданина, однако в течение этого года в этом кабинете гражданин сможет получить полную информацию обо всем имуществе, начислениях, а также получит возможность уплатить налоги через интернет.

Главный налогоплательщик

Следующим шагом надо сделать, чтобы работник сам платил и НДФЛ, и страховые взносы, считает Прохоров, и некоторые эксперты полностью его поддерживают.

«Коренное отличие российской налоговой системы от зарубежной в том, что там основная тяжесть налогообложения лежит на физлицах. В зарубежных странах свыше 60% дохода бюджетов формируется за счет налоговых отчислений физлиц и не более 10% – за счет налогов корпораций. Основной налогоплательщик – физическое лицо. Почему в России сложилось по-другому? Это пережиток советской системы», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Института налогового менеджмента НИУ ВШЭ Вадим Засько.

Сделать физлицо главным налогоплательщиком – это один из главных шагов к созданию гражданского общества, считает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. «Если бы человек понимал, какие объемы средств он перечисляет государству в виде налогов, у него было бы совсем другое отношение и другие требования к государству. Он был бы более ответственным и активным гражданином», – соглашается Остарков с Прохоровым.

«Спросить граждане, возможно, и смогут, только вот не за дороги и детские сады (в госбюджет средства на это поступают, по сути, из НДФЛ, а не из страховых взносов), а только за те социальные гарантии, которые предоставляются и обеспечиваются тремя внебюджетными фондами: это пенсии, оплата больничных пособий (в том числе по беременности и родам) и медицинская помощь. К тому же представляя себе любого из этих лиц, можно понять, что добиваться ответа придется неимоверными усилиями и страданиями», – парирует партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.

Впрочем, Вадим Засько, в отличие от Прохорова и «Деловой России», считает, что переходить к зарубежной налоговой модели надо по экономическим причинам. «Если мы строим рыночные отношения, то физлицо должно понимать, сколько оно платит налогов. Многие совершенно не знают, что работодатель платит 30% страховых взносов. До кризиса было 26%, в 2011 году стало 34%, а в этом году снизили до 30%. Это ложится бременем на работодателя. Правильней сделать, как на Западе: с работодателя это бремя снять и повесить его на работника», – считает Засько.

«Главный минус заключается в том, что с деньгами никому расставаться не хочется, граждане в этом смысле ничем не отличаются от бизнесменов. Если придется платить страховые взносы самим физическим лицам, то не исключены варианты неплатежей. Но тут есть и еще одно – как быть с неплательщиками? Если нет страховки, значит не будет и финансирования в период старости или болезни (взносы позволяют поддерживать пенсионеров, беременных женщин, всех заболевших или получивших травму). И как тогда быть – отказывать в помощи?» – замечает партнер юридической компании «Налоговик».

Возникает также вопрос, поднимут ли работодатели зарплаты сотрудникам, после того как с них снимут обязанность платить страховые взносы. По словам Засько, если снять с работодателя бремя уплаты страховых взносов в 30%, то 90% работодателей готовы поднять зарплату работнику на те же 30%, которые сейчас отдают государству. Такие данные следуют из опросов, проведенных Институтом налогового менеджмента, говорит он. «Работодатель больше заинтересован в том, чтобы платить эти 30% работнику, который будет ему благодарен, а не налоговой службе», – поясняет Вадим Засько.

Однако партнер «Налоговика» не видит для работодателя плюса в том, что ему придется платить зарплату больше, да еще и не скрываясь в «конвертах». При этом работник вряд ли захочет скрывать свои доходы, потому что теперь он сам будет себя страховать на все случаи, а неуплата страховых взносов грозит ему неполучением пенсии или медицинской помощи на старости лет, добавляет Сергей Варламов.

Одна из проблем – это налоговая безграмотность российского населения. «По нашему опросу, 70% россиян не знают своего налогового инспектора, а Налоговый кодекс никогда в руках не держали», – говорит Засько. Однако государство может помочь, к примеру, провести масштабную социальную акцию, направленную на то, чтобы хотя бы в общих чертах сориентировать людей в налоговой системе, указать на статьи в Налоговом кодексе, которые им стоило бы прочитать, говорит Засько.

«Если мы строим капитализм, пора бы повышать финансовую грамотность населения. В Германии практически у каждой семьи есть налоговый консультант, который помогает с налогами, это неотъемлемая часть жизни», – говорит Засько.

Но это несет неизбежные издержки для физлиц. Впрочем, Остарков уверяет, что за рубежом комиссия за консультации и помощь налоговых агентов стоит недорого, потому что агент может вести дела порядка тысячи человек. Однако Сергей Варламов указывает, что некоторым гражданам такие издержки могут быть не по карману.

«И в США не всем доступны услуги налоговых адвокатов – простые работники не могут себе позволить оплачивать тысячи долларов за консультации. И за них этот налог также удерживает работодатель, переводя его в IRS – налоговую службу США. А вот ответственность за уплату налога при этом целиком лежит на самом работнике – он должен взять справки о доходах и сам их сдать в налоговую службу», – рассказывает Сергей Варламов.

Впрочем, еще более серьезная проблема заключается в том, что в России у большой части населения невысокие доходы. Средняя зарплата по России 25 тыс. рублей, а в регионах есть зарплаты и в 8–12 тыс. рублей, указывает Засько. На такую категорию граждан было бы несправедливо возложить серьезное налоговое бремя. Поэтому, по мнению эксперта, необходимо отказаться от плоской шкалы и применять дифференцированный подход к налогообложению.

«Если зарплата низкая, значит надо освобождать от налогов. Если доходы высокие, значит должна быть прогрессивная ставка налогообложения, как во всем мире. Но никто не хочет этого делать, потому что будет сложно собирать налоги, а сейчас наша налоговая система примитивно, но работает», – говорит директор Института налогового менеджмента НИУ ВШЭ.

Впрочем, в правительстве даже разговоров нет о том, чтобы перенести бремя уплаты всех налогов с работодателя на физлицо. Сейчас профильные ведомства решают вопрос со страховыми взносами совершенно в другой плоскости. Дело в том, что до 2014 года государство установило размер этого взноса в 30%, снизив под давлением бизнеса с 34%. Однако власти пообещали придумать что-то новенькое после 2014 года. Пока идут разговоры о снижении ставки до 26%, но вопрос о том, каким образом возместить потери федеральному бюджету, остается открытым.

Надо сказать, что к налогам, которые платит гражданин, но об этом даже не догадывается, можно отнести не только страховые взносы, но также и косвенные налоги типа НДС и акцизы, говорит партнер юридической компании «Налоговик». «Напрямую сейчас нет указания в ценниках, сколько в цене товара они «весят», хотя было когда-то в 90-х подобное требование. Но ведь понятно, что в цене буквально каждого товара или услуги есть до 20% этих налогов. В буханке хлеба это не больше 2 рублей, столько же и в литре бензина, и в 10 кВт электроэнергии. Эти налоги платят все, независимо от богатства: и те, кто живет в роскоши, и те, кто за чертой бедности», – отмечает Сергей Варламов.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............