«Россия оставляет за собой право прекратить все соглашения с этими странами, с тем чтобы Япония и Корея не получили ни одной квоты на вылов рыбы в российской исключительной экономической зоне», – заявил в среду на пресс-конференции в Москве руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
Районы промысла краба хорошо известны, это не все море, а определенные места, вот их и нужно как следует закрыть морской инспекцией
По его словам, это можно считать официальным заявлением ведомства, передает «Интерфакс». На такой шаг Россия может пойти из-за того, что Япония не выполняет подписанные в сентябре этого года на полях саммита АТЭС соглашения по противодействию браконьерскому промыслу.
Япония продолжает оставаться каналом для отправки российского краба, выловленного браконьерским способом, в Корею, пояснил Крайний.
В защиту ракообразных
Соглашения о предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами у России есть с КНДР и Южной Кореей. Прорабатывается вопрос с Китаем. О сотрудничестве в борьбе с ввозом в Японию морепродуктов, которые были добыты браконьерским способом, Россия и Япония договорились в сентябре.
В начале сентября документ с длинным названием «О сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами» с российской стороны подписал глава Росрыболовства Андрей Крайний, с японской – посол в России Тикахито Харада.
Страны договорились действовать совместно. Согласно соглашению, промысловик, желающий поставлять краба в Японию, должен вначале получить квоту на вылов и с этой квотой прийти к представителю Росрыболовства, где он получит специальный сертификат, копия которого отправляется диппочтой в Японию. Уже в японском порту капитан должен показать свой сертификат, без него краба не примут.
За образец было взято соглашение, заключенное между Россией и Норвегией.
Благодаря ему в Баренцевом море с браконьерством удалось в значительной степени справиться. По некоторым данным, из 4 тыс. тонн краба, добытых в регионе в 2011 году, на браконьерский вылов приходится не более 200 тонн.
Российские власти долгие годы вели переговоры с Японией, в которую прямые поставки нелегальных морепродуктов и рыбы из российских экономических вод налажены до мелочей.
Японские порты «опять завалены браконьерским крабом, хотя в июне было ощущение, что эта проблема решена», жаловался в конце сентября Александр Крайний. Сами японцы объясняли эту ситуацию тем, что подписанное на саммите АТЭС соглашение пока не вступило в силу.
«Но у них есть возможности и до формального вступления соглашения в силу принять некие меры, чтобы браконьерские суда не заходили в японские порты с грузом краба и чтобы японские власти не выдавали свои сертификаты на эту продукцию», – парировал Крайний.
Браконьерством занимаются и российские, и японские рыбаки. Промысел идет в 200-мильной исключительной экономической зоне России, в основном в районе так называемой Северо-Курильской подзоны. Место это удобно для промысловиков всех мастей прежде всего своим расположением – оттуда до основных портов рукой подать.
Король крабов
Что касается самого краба, то различные виды этих животных распространены в теплых водах во многих районах Мирового океана на глубинах до 250 метров. В мировой добыче ракообразных на долю крабов приходится около 20%. В год их вылавливают от 350 до 400 тыс. тонн или несколько больше. Из них Тихий океан дает 250–270 тыс. тонн, Атлантический – 115–140 тыс. тонн.
Наиболее ценный промысловый вид – королевский (или камчатский) краб. Он обитает в северной части Тихого океана, главным образом в Охотском море, у западного побережья Камчатки, Сахалина, в Татарском проливе, в Беринговом море, у острова Кадьяк и в заливе Аляска.
В этих же районах и в западно-центральной части Тихого океана живут и другие промысловые виды крабов. По традиции тихоокеанских крабов ловят США в Беринговом море и в заливе Аляска, а Россия и Япония добывают их в Охотском море. В настоящее время запасы камчатского краба истощены, однако браконьерам это не мешает вести бурную деятельность.
Лидером по объемам добычи камчатского краба является мурманский регион (в 1960-х годах камчатский краб был акклиматизирован в Баренцевом море, где хорошо прижился и в 2000-х годах стал объектом промышленного лова). В 2011 году здесь было добыто около 4 тыс. тонн. Чуть более 1 тыс. тонн добывают Южное и Северное Приморье. На Камчатке краба ловят в основном браконьеры.
Кстати, именно благодаря им на японских рынках закупочная оптовая цена за 1 кг живого камчатского краба и краба-стригуна (опилио) в последнее время упала в два–три раза. За живого камчатского краба дают 8 долларов за 1 кг, опилио берут по 3–4 доллара за 1 кг.
Незаконный улов
О масштабах браконьерства красноречиво говорит статистика. Так, объем экспорта крабов в Японию, США, Корею и Китай в первом полугодии 2010 года вдвое превысил объем добычи в стране. Россия за полгода продала в эти страны 36 тыс. тонн крабов, тогда как объем добычи крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне за это время составил 16,5 тыс. тонн.
По оценкам Росрыболовства, объем незаконного вылова биоресурсов в примыкающих к РФ акваториях колоссальный. За 2011 год он оценивается в 800 млн долларов, а в 2010 году эта цифра была в несколько раз выше – 2,5 млрд долларов. Доля Дальневосточного региона РФ в этом показателе – не ниже 40%. При этом более 60% незаконного промысла в этом регионе приходятся на высокоценных крабов.
Для того чтобы получить возможность ловить этот ценнейший вид, браконьеры используют любые лазейки: покупают на аукционе или получают квоту на более мелкого колючего краба, менее ценного краба-стригуна или даже рыбу, а на самом деле ловят камчатского краба.
Можно условно выделить четыре основных способа, которыми браконьеры обходят имеющиеся договоры между Россией и Японией. Вариант первый: доставка продукции осуществляется на транспортных судах (усиленный контроль японских властей распространялся преимущественно на суда с орудиями лова).
Вариант второй: товар доставляют на промысловых судах под флагами третьих стран (Белиз, Гондурас, Камбоджа) – на них ограничения не распространяются.
Вариант третий: доставка на промысловых судах, предварительно оформленных на приход в портах Южной Кореи. Корейцы вообще менее законопослушны, чем японцы. У них краб может оформляться документально и попадать в Японию уже как «корейский».
Четвертый способ: перегруз уловов на японские транспортные суда, находящиеся в нейтральных водах.
Бороться в море, а не на берегу
Важно понимать, что, помимо Японии, существуют и другие рынки «крабоедов»: Китай, Вьетнам, Корея, наконец, США. Так что полностью избавиться от браконьерства вряд ли удастся.
С браконьерами надо бороться непосредственно на промысле, в море, а не на берегу, уверен председатель Координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба») Вячеслав Зиланов. «А для этого на промысле необходим очень жесткий контроль, – говорит он. – Ведь районы промысла краба хорошо известны, это не все море, а определенные места, вот их и нужно как следует закрыть морской инспекцией».
Проверка в порту, по словам эксперта, не может дать того же эффекта.
«Порт проверяет лишь документы и наличие этого краба. Но если государство принимает у себя браконьерского краба – это нарушение всех существующих международных норм», – отмечает Зиланов.
При этом, считает он, лишение в данном случае Японии и Кореи квот на вылов рыбы – не выход. «Ну лишили квот, а они как были браконьерами, так и остались ими. Ведь квот лишают тех, кто занимается ловом по закону. Браконьерам в этом смысле все равно, – продолжает Зиланов. – Как практик, который сам 20 лет в море отходил, повторю: если в море нет контроля со стороны тех служб, которым доверяют эту работу, браконьерство к сожалению, процветает».
По его словам, в Баренцевом море такого «повального браконьерства» нет. Конечно, население, которое живет вдоль морского побережья, периодически «подлавливает» краба, однако о настоящем крупном браконьерстве речи не идет.