Во-вторых, эта система многозадачная, поэтому она надежна с точки зрения безопасности
Российская национальная операционная система (ОС) будет разработана уже в 2011 году, сообщил журналистам в четверг заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух.
При этом Массух пояснил, что в России практически отсутствуют кадры, опыт и возможности для создания собственной ОС с нуля, поэтому для соответствующей работы на 90% будет использован исходный код Linux.
Генеральный директор Alt Linux (вероятный разработчик «русской Windows») Алексей Смирнов рассказал газете ВЗГЛЯД, реальны ли планы Минсвязи сделать рабочую версию российской ОС уже к концу следующего года, а также в чем будут заключаться ее принципиальные отличия от Windows.
«Должны быть собственные разработки»
– Алексей Владимирович, каково чувствовать себя разработчиком национальной операционной системы?
– Аккуратнее говорить так: есть международная разработка на основе свободных программ, в рамках которых разрабатывается ядро операционной системы Linux, а также системные компоненты, на основе которых создаются дистрибутивы – комплекты, решающие те или иные задачи.
Сказать, что мы полностью с нуля разрабатываем операционную систему, – это неправда, но мы действительно принимаем участие в этой разработке. Про любую фирму, которая выпускает дистрибутивы Linux, нельзя сказать, что именно она является разработчиком операционной системы. Это большая международная разработка.
– Зачем России нужна национальная операционная система при наличии тех же Windows и Mac?
– Тут есть несколько аспектов. Во-первых, хочется, чтобы в стране были не только решения на базе уже имеющихся технологий, но были собственные высокотехнологичные разработки. Свободное программное обеспечение дает в этом плане очень хороший доступ другим разработчикам и позволяет им участвовать на равных вместе с главными игроками рынка.
«Более устойчива, чем Windows»
– Как я понимаю, нельзя сбрасывать со счетов и вопрос национальной безопасности?
– Конечно. Если мы устанавливаем операционную систему, которую не знаем, как она работает, то независимо от видов надстройки систем безопасности поверх нее все равно остаются уязвимыми данные.
То есть если вы установили какой-то пароль поверх системы, то тот, кто разработал операционку, может спокойно увидеть этот пароль.
Сейчас идет развитие информационных систем
– То есть с точки зрения национальной безопасности лучше применять Linux, чем Windows?
– Да, конечно. Если вы взяли и установили операционную систему, то вам нужно убедиться, что она состоит из знакомых исходников, а не из каких-то других. Иначе вы не сможете никак проверить отсутствие уязвимости. Linux позволяет взять из контролируемой среды исходники.
– В чем еще будут заключаться преимущества создаваемой в России национальной операционной системы перед Windows?
– Во-первых, эта система открытая, то есть она предполагает возможность тотального аудита. Во-вторых, эта система многозадачная, поэтому она надежна с точки зрения безопасности. В частности, она более устойчива к вирусным атакам. В-третьих, она не требует лицензионных отчислений.
– То есть она будет более устойчивой к вирусам, чем Windows?
– Она уже более устойчива.
«Опыт внедрения уже есть»
– Но есть ли у России ресурсы, чтобы сделать систему, хотя бы равную Windows при всех ее недостатках?
– Определенный опыт внедрения уже есть. Возьмите, к примеру, суперкомпьютер «Скиф». Это российский проект, он работает на подготовленной в России операционной системе.
Сказать, что мы полностью с нуля разрабатываем операционную систему, – это неправда, но мы действительно принимаем участие в этой разработке
Кроме того, в школах пилотных регионов в 2007 году уже были внедрены операционные системы Linux.
Linux реально используется во многих предприятиях оборонного комплекса. Это не значит, что мы с нуля все сделаем. Эти технологии хорошо проверены. Весь вопрос в том, чтобы сделать российскую операционную систему полностью удовлетворяющей требованиям госорганов по безопасности и решению определенных задач.
– Алексей Владимирович, а как вы считаете, можно ли будет увидеть к концу 2011 году рабочую версию российской операционной системы?
– Я говорил же про системы, которые реально внедрены и работают. Но дальше будет сложнее, поскольку при внедрении системы в госорганах будут предъявлены специальные требования. Сейчас речь идет не о разработке операционной системы с нуля, а об учете этих специфических требований.
«Сейчас идет развитие информационных систем»
Генеральный директор Alt Linux Алексей Смирнов считает, что внедрить операционную систему будет сложнее, чем ее разработать(фото: astera.ru) |
– А по вашим прогнозам, когда эта операционная система будет полностью интегрирована в госорганах?
– Сейчас нет задачи пойти и снести везде Windows. Сейчас идет развитие информационных систем. Решая эту задачу, разумнее пользоваться свободными программами.
Есть задача легализации, которая требует серьезных финансовых затрат на закупку лицензий. Так, на закупку лицензий для школ на три года ушло 2,7 млрд рублей. Если взять лицензии для муниципалитетов и госорганов, то это вопрос колоссальных денег.
Пользователю важно не то, какая у него операционная система, поскольку он работает прикладными программами. Ему важно, чтобы те операции, которые он осуществляет в повседневной жизни, система помогала ему решать.
– А офисные задачи?
– Что касается офисных задач, электронные таблицы, текстовые документы, почта под Linux достаточно хорошо работают.Но есть, к примеру, клиент-банк, который может не работать под Linux. В свое время 1С не работал под Linux, но в прошлом году 1С выпустил системы, подходящие к Linux.
То есть если и есть проблемы, то они постепенно решаются. Важно, чтобы была совместимость всего комплекса программ, а не просто пойти и купить операционку.
– Разрабатываемая система рассчитана только на ведомства или же ее могут приобрести обычные потребители?
– Эта система для обычного домашнего пользования вполне подходит. Вы можете спокойно выполнять все стандартные задачи.
«Там игрушек поменьше»
– А что эта система не позволяет решать?
– Единственное, там игрушек поменьше. Просто большинство игр написаны под Windows, поэтому они не идут. Точно так же и с Mac – под ними не работают программы, написанные для Windows, и наоборот.
Что касается рынка, то у нас нет практически рынка конечных пользователей. Ведь мало кто покупает операционные системы для домашних компьютеров.
Кроме того, многие компьютеры продаются с установленными операционными системами. Поэтому такого цивилизованного рынка, когда пользователь готов вносить деньги за операционную систему, у нас, к сожалению, нет.
– А какова стоимость разработки операционной системы?
– Скорее всего, я сейчас не возьмусь делать какие-либо оценки, поскольку надо уточнять техническое задание. Однако разработка программы и плотное внедрение для тысячи школ стоит около 60 млн рублей.
– Ну и последний вопрос: есть ли у России потенциал, чтобы на равных соперничать с мировыми производителями IT-продукции?
– Мы уже 10 лет на рынке существуем. Это уже о чем-то говорит. Значит, мы кому-то нужны. Суперкомпьютеры, школы – это реальные проекты, где используются наши продукты. C этими задачами мы справились.