Рынок электронных книг – отрасль сравнительно новая. Его законы, как и его короткая пока что история, свидетельствуют одновременно и его сходстве с традиционной книжной индустрией, и о его разительных отличиях от нее.
Нам рассказывают о том, что происходит с новорожденными детьми, которых похищают потусторонние силы
Как и в случае традиционного рынка, коммерчески успешная литература на электронных носителях имеет крайне мало общего с литературой высокой, интеллектуальной, экспериментальной. Вполне возможно, что коммерческая линия и линия чистого искусства, сойдясь на новом витке книгоиздательского прогресса, еще высекут феерическую электронную искру, и не исключено даже, что это случится на нашем веку. Но гарантии, конечно, никакой. В настоящее время рекорды электронных продаж в области художественной прозы бьют крайне занимательные, но все же вторичные произведения, вырастающие из совершенно конкретных образцов более ранней, бумажной популярной литературы.
Главное же отличие электронного книжного рынка от традиционного заключается, по-видимому, в том, что электронные площадки открывают более широкий простор для коммерческих инициатив начинающих авторов, предоставляя им практически неограниченные возможности в плане самопродвижения.
Оставаясь в лоне традиционного книгоиздания, писатель может издать книгу за свой счет. Но если он не располагает большими денежными ресурсами, то тираж будет невелик. Рассчитывать на большой стартовый тираж новичку, как правило, не приходится и в том случае, когда он завязывает отношения с издательствами. Тем не менее начинающие авторы всегда пытались осенить свое имя каким-нибудь внятным издательским брендом и надеялись на то, что им удастся найти издателя, который не только сможет оценить их творение, но еще и придумает действенную схему раскрутки. Нужно ли говорить, что на этом пути многих, в том числе и несомненных гениев, ждали неудачи и горькие разочарования.
Другое дело – электронная публикация, которая в рамках нынешней мировой практики непосредственно увязана с продажей. Не нужно искать профессиональных читателей, от чьего вердикта зависит твоя дальнейшая судьба, не нужно месяцами ждать ответа из издательств – такие электронные площадки, как, например, знаменитый Amazon, позволяют практически любому публиковать и продавать свои творения, освобожденные от тяжкой бумажной плоти. Однако в остальном шансы на массовый успех здесь примерно такие же, как и при традиционной издательской процедуре: все зависит от умения писать, конъюнктуры и везения. Лузеры остаются у разбитого корыта, а счастливцы становятся кумирами миллионов. В свою очередь, электронные бестселлеры вливаются в бумажную индустрию: лидеры электронных продаж без труда находят издателей, точнее, издатели сами находят их.
Неизвестно, как бы сложилась писательская судьба 28-летней американки Аманды Хокинг, если бы в свое время она решила распространять свои книги традиционным путем. Возможно, ее подростковое фэнтези, наследующее «Сумеркам» и в меньшей степени «Гарри Поттеру», до сих пор лежало бы в столе у какого-нибудь издателя, а может быть, сразу угодило бы в мусорную корзину (столов и мусорных корзин, разумеется, могло бы быть сколь угодно много). Но Аманда предпочла сразу воспользоваться электронными площадками, что и обеспечило ей быстрый успех благодаря непосредственному доступу к аудитории. Не сразу, но все же довольно скоро число проданных копий достигло ста тысяч.
Для того чтобы покупки стали массовыми, потребовалось чуть больше полугода – процесс первоначальной раскрутки и радикального увеличения продаж длился с апреля по декабрь 2010-го. Если верить открытым источникам, то к марту 2011-го число покупок достигло сакраментальной миллионной планки. После этого электронному монстру постсумеречной эры покорилась и неприступная для многих бумажная цитадель: Аманда Хокинг заключила контракт с респектабельным издательством St. Martin's Press, и ныне ее книги в большом количестве продаются в магазинах как Нового, так и Старого Света.
Как и большинство адептов фэнтези, Хокинг раскидывает перед читателем веер из нескольких серий, внутри каждой из которых разыгрывается своя история. Причем деление на серии у Хокинг точно соответствует самым популярным разновидностям нечисти: в одном цикле рассказывается про вампиров, в другом – про зомби, в третьем –про троллей. Первая книга юной многостаночницы, изданная на русском, относится к «тролльскому» циклу и называется «Подкидыш».
Ни похвалить, ни поругать этот опус толком не получается: это совершенно среднестатистическая ровная проза. Отправной точкой в ней служит остроумная, но не гениальная и вряд ли такая уж оригинальная идея: нам рассказывают о том, что происходит с новорожденными детьми, которых похищают потусторонние силы, и как складывается судьба подкидышей, которых нечисть оставляет людям взамен украденных младенцев. Специалистами по таким подменам в традиционном германском фольклоре являются эльфы, но у Хокинг этим занимаются тролли. Девочка по имени Венди, всегда замечавшая за собой таинственные отличия от других людей, обнаруживает, что она на самом деле тролльская принцесса. Город троллей располагается посреди штата Миннесота, и о нем никто не знает: тролли – народ тихий. Зато у них есть своя социальная иерархия, свои законы и свои клановые войны, в которых Венди, разумеется, придется поучаствовать. Попав на засекреченную родину, она знакомится со своей настоящей матерью, а также с юношей-человеком, который был похищен троллями и вместо которого людям в свое время была подброшена она, Венди. В общем, очень даже приличный сюжет; другое дело, что одна книга уже дает достаточно отчетливое представление обо всей его эпической мощи – ясно, что в дальнейших книгах серии (а их целых две) все будет точно так же, на твердую четверку. Впрочем, фэнтези – область чудес, поэтому не исключено, что мы ошибаемся.