Культура

25 сентября 2008, 14:49

Бог, обитающий в груди

Фото: ИТАР-ТАСС

На ежегодный фестиваль европейских коллективов, проводимый Александринским театром, привезли две работы режиссера Михаэля Тальхаймера, сделанные в берлинском Дойчес театре – «Фауст. Часть первая» и «Крысы». Жестокий и романтичный, Тальхаймер одновременно вписывается в структуру современного немецкого театра и противоречит ей. Он из тех, чьи спектакли необходимо смотреть. Неудивительно, что в дни показов зал Александринки заполняла не только петербургская публика.

Начав, как многие режиссеры, свой путь с актерства, Тальхаймер дебютировал в режиссуре довольно поздно – ему было за тридцать. Ставил Чехова, Эсхила, немецкоязычных авторов – Шницлера, Гауптмана, Ведекинда. В Дойчес театр пришел семь лет назад – поставил «Эмилию Галотти» Готхольда Эфраима Лессинга.

Отечественному зрителю Тальхаймер долгое время был неизвестен вовсе. Эту ситуацию переломил фестиваль NET: в 2006-м нам показали ту самую «Эмилию». Спектакль ошеломил: настолько он был непохож на все, виденное до этого. Скандальности там не было вовсе – была целомудренность. А еще – великолепная, образная режиссура, волшебные актеры, ювелирно отделанные роли.

Громоздкую и высокопарную пьесу восемнадцатого века Тальхаймер уместил в час с небольшим сценического времени. Снес пафос. Накалил страсти.

И показал пронзительную, нежную и острую, как бритва, историю любви. Любви-наваждения, с которой невозможно справиться. А хрупкую невинную девушку Эмилию, ставшую невольной виновницей смерти жениха, превратил в ирреальное существо. Галлюцинацию. К ней невозможно притронуться. Ею невозможно обладать.

И оттого случаются все беды, бьются сердца и уходит разум.

Он, она и третий

Действие происходит в узком проеме между двумя горизонтальными пластинами. Нижняя выглядит как помост, верхняя – как пресс. Актеры не могут встать в полный рост. Сворачивают шеи и спины. Подгибают ноги

«Фауст» Тальхаймера продолжает тему и стиль, взятые в «Эмилии Галотти». Бешеная желанность мечты и ее невозможность. Внутренняя выхолощенность. Тяжкая расплата за вторжение в жизнь другого человека.

Таймер режиссера по-прежнему срабатывает скоро: «Фауст» идет чуть меньше двух часов. Причем ровно половина спектакля – разговоры и почти полная статика.

Темная, пустая сцена и двое мужчин. Один элегантен, другой по-домашнему уютен. Один вызывающе резок, другой спокоен и печален. Фауст и Мефистофель. Два добрых приятеля. Две половинки.

Они просто стоят и говорят – а внутри прорастают язычки пламени. Настолько велико напряжение между ними. Так сильно наэлектризовано пространство.

Этого Фауста мир не устраивает по причине собственной мании величия. Небезосновательной: он, и правда, существо выдающееся. В нем много энергии, он все знает и на все способен.

А то, что вокруг, мелко, скучно, пошло. Даже принимать яд – и то неинтересно: подавишься, и все. Альтернативы нет. А желаний, страстей, потребностей – много. Так что Мефистофель подвернулся вовремя. Только он может подарить возможность хотя бы сиюминутной радости. Взрыва эмоций. Блеска.

В спектакле очень точно подобраны актеры. Фауста играет Инго Хюльсманн, статный мужчина с красивыми и злыми чертами. Его герой – нечто между крупным бизнесменом, одолеваемым кризисом среднего возраста, и сверхчеловеком поневоле.

Он хочет так много, что неспособен поднять. У него пожар в глазах, пружина внутри и стальная оболочка. Киборг. Давший сбой лишь однажды – когда полюбил Маргариту.

Таким людям нельзя любить. Чтобы погасить внутреннее безумие, они способны на все.

А Маргариту, юное существо, взломанное и убитое Фаустом, играет потрясающая Регина Циммерманн, актриса с инопланетным лицом и девичьей фактурой, игравшая Эмилию Галотти.

Появившись на сцене, она лихо отбирает первенство у мужской компании. Отныне история – о ней. Женщине, не побоявшейся любить и потерявшей все: близких, рассудок, а потом и жизнь.

Ершистая девушка в простеньком летнем платье, она не осторожничает, бросаясь в любовь с Фаустом – настолько безоговорочно верит ему. А, поняв, что не нужна, становится прокурором. В ее лице проступают черты падшей женщины, а взгляд способен убить на месте.

Раздосадованный ее силой Мефистофель буквально разрывает ей сердце: из-под его рук по платью льется струйка крови. Но уйдет она – сама. И Фаусту ничего больше не останется, как буднично отправиться в темноту вечного одиночества. В ад. Под взором Мефистофеля, поглядывающего на часы – мол, пошли?

Режиссер доводит до абсолюта принцип «ничего лишнего». Выстраивает каждое движение руки, каждое мимическое смещение. Ни шагу зря, ни секунды зря. Предельно жесткий рисунок оборачивается легкостью и естественностью.

Происходящему веришь безоговорочно. Втягиваешься в ритм. Понимаешь, что нет ничего интереснее, чем два человека, разговаривающие друг с другом. Перед тем, как уйти – в смерть, в любовь, в одиночество. За кадр.

А нас оставить дышать вместо них.

Шея и голова

В «Крысах» придуман необычайно интересный сценографический ход, задающий и пластический, и смысловой рисунок всему спектаклю.

Действие происходит в узком проеме между двумя горизонтальными пластинами. Нижняя выглядит как помост, верхняя – как пресс. Актеры не могут встать в полный рост. Сворачивают шеи и спины. Подгибают ноги.

Чем дальше, тем труднее даются эти вывороченные позы. Уходит человеческий облик. Остаются обрубки. Раздавленные тяжестью собственных и чужих грехов.

Тальхаймер создает мир, медленно, но верно угасающий. Словно после атомного взрыва, когда воздух перенасыщен химическими элементами, и каждый вдох – приближение к смерти.

Неспроста основной темой становится история детей – младенцев, по очереди умирающих и исчезающих. В каждом из них сконцентрирован смысл жизни трех женщин: одинокой Паулины (Регина Циммерманн), падшей фрау Кноббе (Катрин Кляйн) и потерявшей себя фрау Йон (Констанце Беккер).

Последняя, готовая на все, лишь бы реализовать нерастраченное материнство, интригует – и доводит себя до самоубийства. Любовь, страх, стремление к обретению себя захватывают обитателей стиснутого небом и землей мирка. Ведь жить хочется каждую секунду, даже если ты обречен.

Режиссер одновременно отстраняется от своих героев и сопереживает им. Спектакль лаконичен и подробен, время его стремительно и неумолимо несется вперед, но останавливается, когда кому-то предстоит пережить новое потрясение. Ведь когда человеку больно, он готов на все, лишь бы убежать в будущее, где боль ушла. А это невозможно.

Спектакли Тальхаймера, с одной стороны – театральный ликбез. Для режиссеров и актеров – не меньший, чем для зрителей. Он показывает, как можно работать с текстом, пространством, исполнителем, чтобы зрелище легко дышало, заражало энергетикой. Чтоб каждый звук на своем месте, как в хорошем оркестре.

Но с другой стороны – Тальхаймер гипнотизирует. На его спектаклях неожиданно пробуждаются самые затихшие уголки души. Потому что он – настоящий поэт. Несмотря на всю немецкую точность и прагматичность.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России
Темы дня

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Мощные вспышки на Солнце отключили радиосвязь в ряде стран

Новости

Военных США привели в повышенную боеготовность из-за размещения россиян в Нигере

Американские военнослужащие, дислоцированные в Нигере, переведены в режим повышенной боевой готовности в связи с размещением на той же базе российских военных специалистов, сообщили СМИ со ссылкой на источник в силовых структурах Нигера.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Захарова: От войск НАТО на Украине ничего не останется

Войска Североатлантического альянса будут уничтожены в случае их отправки на Украину, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Финляндии арестовали троих россиян по подозрению в обходе санкций

Суд в финском городе Каяани постановил взять под стражу троих граждан России, подозреваемых в вывозе за рубеж товаров двойного назначения. Это в Финляндии считается преступлением, связанным с нарушением санкционного законодательства.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Финляндия впервые за 18 лет обнаружила нелегальную разведку у границы с РФ

В Финляндии впервые с 2006 года возбуждено уголовное дело по факту осуществления незаконной разведывательной деятельности, сообщает Yle.

Эксперт предсказал кислотный дождь в Берлине после пожара

Пожар на заводе Diehl в Берлине может привести к попаданию в воздух синильной и серной кислот. Это чревато кислотным дождем и химическими ожогами у населения, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?