Культура

9 октября 2007, 21:44

Фотоувеличение эпохи

Фото: digicam.ru

Фотография давно заменила для нас картину. Сейчас не рисуют портретов – фотографируются вместе в будках моментальной фотографии, вешают на стены постеры с любимыми звездами, щелкают на мобильники мутные кадры, вывешивают целые фотосессии в Интернете. Когда-то целлулоид заменил холст, сейчас цифра заменила целлулоид. Однако когда-то все это было искусством.

В Цюрихе в музее фотографии Винтертур проходит выставка фотографии итальянского неореализма. Само построение «нового образа Италии», прошедшее сквозь войну и ломку национального сознания, через поражение, отказ от имперских амбиций – как постановочных (в итальянском кино 20–30-х годов, помпезном, костюмном и статичном), так и политических (кризис режима Муссолини), – во многом определило будущее страны.

Ин целлулоид веритас

Жизнь Атже иллюстрирует миф об Орфее и Эвридике наоборот. Ему под 70, ей около 30…

История Италии в ХХ веке типична для мелкоевропейского государства эпохи становления капитализма. Опоздать к первому переделу мира, выпестовать сознание собственной значимости, надуться, как павлин, заточить ножи, приступить к переделу второму, проиграть.

«Крик павлина» – так поэты-символисты обозначили тревожное затишье, предвещавшее политический торнадо ХХ века. Об этом «крике павлина» писал Мандельштам в России, Уильям Карлос Уильямс в США, Уильям Батлер Йейтс в Великобритании.

Большие поэты больших империй провожали оперение эпохи, готовящееся лишиться своего роскошного хвоста. Поствоенный аскетизм никого не удивляет. Лишенный хвоста, павлин оказался серым воробьем, скворцом в лучшем случае. Вместе с тем именно для этого художественного минимализма характерны верные, пронзительные оттенки.

Для большинства людей итальянский неореализм ассоциируется в первую очередь со знаменитыми фильмами Висконти, Де Сика, Росселлини, в которых бытовая жизнь впервые становится ведущей темой. Искренние, подчас трагичные зарисовки несут в себе такой мощный заряд одновременно страха и надежды, который только и мог заставить подняться страну, переживающую экономический и политический кризис.

Однако, в отличие от кинематографа, фотография той эпохи осталась словно «за кадром». Вместе с тем именно сквозь призму фотоаппарата ярче всего открывается повседневная жизнь страны – страны, используя затертое клише, «в тисках фашизма», страны, переживающей кризис, страны на пороге новой эры.

В 1932 году юбилейная выставка, посвященная годовщине установления профашистского режима, сделала из фотографии официальный «рупор эпохи», в прямом смысле слова средство массовой информации, даже индоктринации собственного населения. Конечно, в тот момент все большую популярность обретают радио, немой, а затем и звучащий кинематограф.

Однако именно на силу убеждения визуального образа новая власть возлагает самые большие надежды. Фотографии становятся вещественным доказательством, иллюстрацией тезисов Муссолини, неким неопровержимым сплавом правды и пропаганды, в который народные массы, большей частью безграмотные, верили как в писаное слово, и даже больше.

Выбор «свидетельств» – другими словами, что снимать, а что не снимать – правительство оставляло за собой. В этом трагедия Лени Рифеншталь, в этом трагедия десятка безвестных ныне немецких, советских и итальянских фотографов (кстати, на самой выставке представлено аж 75 творцов!). В таком контексте само слово «неореализм» приобретает некий саркастический оттенок. Впрочем, в нашу эпоху массовой медийной зачистки мозгов – нам ли не привыкать.

И все же некоторые вещи просачиваются «сквозь матрицу». Тем удивительней видеть их сейчас, когда мы знаем и про жестокую цензуру, и про пропагандистские ухищрения (сами с усами), – видеть и сравнить 30-е годы с 50-ми, когда попытка построить новое национальное самосознание потребовала «новой правды», которую поспешили задокументировать новые достоверные хроникеры.

Один из дополнительных плюсов выставки – сопутствующая литературная и кинематографическая программа, позволяющая точнее оценить контекст эпохи.

Атже-ностальжи

«Фотография – пиктографический и археологический музей», – объявил когда-то Фрэнсис Вей. В 50-х годах XIX века фотография казалась дьявольской новинкой, порчей, душекрадством. Многие люди даже отказывались фотографироваться, скрещивали пальцы на всякий случай. Откуда им было знать, что через полтора столетия другие люди будут готовы отдать душу собственноручно, лишь бы их сфотографировали (на обложку «Вога», например).

Атже – поэт ностальгии. Если судить по его фотографиям, города тоже имеют души. По крайней мере, его Париж – с затейливыми завитушками лестниц, провалами окон в крошащихся старых домах, растворяющимися в небытие переулками и прихотливой игрой светотени на уже не существующих улицах.

В момент, когда общество готовилось к новой эпохе, стремительно расправляясь со старой (вспомнить только подвиги барона Османа!), Атже был одним из немногих, кто пытался сохранить хотя бы ускользающий образ.

«Документы для художников» – так он называл свои картины. Потом, конечно, опомнятся, издадут законы о неприкосновенности исторического наследия, будут по всей Европе оспаривать друг у друга осколки рассыпавшегося, словно зеркало тролля, прошлого.

Исключительная простота фотографий Атже приводит к тому, что зритель как бы не замечает личности фотографа. Бывший актер, он настолько устал от сцены, что старается не появляться даже в собственных работах. Вальтер Беньямин называет Атже предтечей сюрреалистов.

Впрочем, ничего фантастичного в его фотографиях не найти – парижские квартиры, витрины, детали фронтонов. Его фотографии кажутся машиной времени (на мякине нас не проведешь, Атже предлагает нам самый настоящий, аутентичный Париж Бальзака и Золя), но deus ex machina в лице творца выскакивать не спешит.

Жизнь Атже иллюстрирует миф об Орфее и Эвридике наоборот. Ему под 70, ей около 30. Беренис Эббот, ученица Мэна Рея, в прямом смысле слова вернула его работы из забвения. Сильвия Бич писала, что в те годы «ты становился кем-то, если тебя фотографировала Беренис».

Она скупала работы Атже, пока он был жив, а после его смерти девушка выкупила весь архив фотографий (более полутора тысяч негативов и десять тысяч снимков). Обернувшись единожды, она не смогла оторвать взгляда.

Текст: Ксения Щербино, Владислав Поляковский

Вам может быть интересно

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год
Темы дня

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Датская прокуратура закрыла дела по обвинению россиянки в шпионаже

Кнутов объяснил значение освобождения Новоданиловки

Газовоз «Валера» доставил первую после введения санкций партию СПГ Газпрома в Китай

Новости

Путин пообещал бизнесу выгоды от «обеления» рынка

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что предприниматели и компании, которые честно ведут бизнес, смогут получить дополнительные преимущества и ощутимые выгоды при легализации рынка.

Военкор Коц сообщил о значении освобождения Червоного и Новоданиловки

Освобождение Червоного в ДНР и Новоданиловки в Запорожской области создает угрозу для украинского снабжения и расширяет контроль на важнейших подступах к Орехову и Константиновке, сообщил военкор «Комсомольской правды» Александр Коц.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Умер посол России в КНДР Мацегора

Чрезвычайный и полномочный посол России в КНДР Александр Мацегора скончался в возрасте 70 лет, сообщил российский МИД.

Rolls-Royce Power Systems объявила о поставке 300 двигателей для танков Leopard 2

Компания Rolls-Royce Power Systems, являющаяся дочерней структурой британского холдинга Rolls-Royce plc, получила крупный контракт от оборонной фирмы KNDS.

Путин сообщил о росте до миллиона рублей необлагаемых выплат работающим родителям

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России Владимир Путин объявил о введении с 1 января 2026 года увеличенной суммы выплат сотрудникам при рождении ребенка, которые не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами.

La Vanguardia: Запад не может дать ответ на партнерство России и Китая

Партнерство между Россией и Китаем вызывает растущую тревогу у западных стран, которые не способны выработать единый и эффективный ответ на тесное взаимодействие Москвы и Пекина, сообщает испанская газета La Vanguardia.

Одесситы начали переодеваться в евреев

В Одессе на улицах начались проверки документов у представителей еврейской общины, так как некоторые мужчины начали переодеваться в евреев ради свободного передвижения, сообщили украинские СМИ.

Эксперты оценили призывы в Германии переименовать советские топонимы

Идея по изменению социалистических топонимов в Германии не найдет поддержки у весомой части населения, у которой с ГДР связаны хорошие воспоминания. Также против будут некоторые парламентарии и молодые члены левых движений, сказали газете ВЗГЛЯД экс-депутат Бундестага Вальдемар Гердт и политолог Артем Соколов. Ранее в Берлине призвали к переименованию улиц с советскими названиями.

Суд Амстердама арестовал активы оператора «Турецкого потока»

Окружной суд Амстердама наложил арест на имущество и счета оператора газопровода «Турецкий поток» South Stream Transport B.V (принадлежит Газпрому).

Иностранных журналистов пригласили на «Итоги года» с Путиным

В этом году иностранные журналисты вновь получили возможность принять участие в мероприятии «Итоги года с Владимиром Путиным», которое состоится 19 декабря в объединенном формате большой пресс-конференции и прямой линии.

Путин выразил надежду на временный характер повышения НДС

Президент России Владимир Путин выразил надежду, что рост налога на добавленную стоимость до 22% будет введён лишь на ограниченный период для стабилизации экономической ситуации.
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов