Вот и состоялась встреча Дональда Трампа с Петром Порошенко в Овальном кабинете. Громких заявлений по ее итогам сделано не было, президент США назвал Украину «ненавистным для жителей этой страны» топонимом, добавив артикль the, а украинский лидер дал целый воз комментариев американским СМИ. Все вроде бы довольны, России неприятно, но решение конфликта в Донбассе эта встреча не особо приблизила. Хотя – с какой стороны посмотреть.
Вашингтон ожидает умиротворения в Донбассе – даже в случае, если оно будет вне Минских соглашений
На днях официальный представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт прямым текстом заявила, что Вашингтон ожидает умиротворения в Донбассе – даже в случае, если оно будет вне Минских соглашений: «Если Россия и Украина решат объединиться и действовать по какому-то другому каналу, не связанному с Минскими соглашениями, мы бы не стали возражать против этого».
То есть уже не только европейцев, но и американцев эта казацкая эпопея так достала, что они предлагают делать хоть что-то, что позволило бы прекратить огонь и, как следствие, дать старт улучшению отношений с Россией. Ведь ни для кого не секрет, что благодаря военным акциям именно украинской стороны, создавшей в Донбассе предпосылки для полномасштабной гуманитарной и экологической катастрофы, мир так и не достигнут.
Подтверждают эту точку зрения и последние действия Киева.
Взять хотя бы «Концепцию деоккупации», которая предоставлена на подпись президенту Порошенко главой СНБО Александром Турчиновым. Там идет речь о передаче президенту полномочий по применению Вооруженных сил Украины и другие военных формирований в Луганской и Донецкой областях.
Это не равнозначно введению военного положения, пояснил всем бывший командир самообороны Майдана, а ныне – спикер Рады Андрей Парубий. Ведь при военном положении ограничены демократические процедуры, нет выборов, а тут они будут – под зорким взглядом армии (попробуй проголосовать не так).
К тому же на подконтрольных Украине территориях Донбасса будет создан некий Оперативный штаб – по сути, это будет означать переход ряда полномочий по управлению регионом от гражданских властей к военным. Всякая деятельность, подлежащая госрегулированию, – лицензирование, сертификация, хозяйственная деятельность, ввоз и вывоз товаров военного назначения, организация железнодорожных, автомобильных, морских, воздушных сообщений, – будет контролироваться новой военной администрацией.
Какое это имеет отношение к «реинтеграции» или «деоккупации» Донбасса? Все прописанные меры направлены только на одно – жесткий контроль над принадлежащими Украине частями Донецкой и Луганской областей. Причиной разработки данного проекта стала боязнь потерять и их вследствие высокого уровня протестных настроений и симпатий к ДНР и ЛНР.
На большее Киев, похоже, не может рассчитывать. Даже Турчинов, недавно похвалявшийся, что ВСУ за пять суток способны дойти до границы с Россией, это понял и признал. Остается только оно – укрепление рубежей с республиками Донбасса, чтобы всякая «сепаратистская ересь», помноженная на гуманитарную программу Захарченко, не распространялась на сопредельные территории.
Похоже, что реализм, ранее дефицитный компонент украинской политики, потихоньку начинает отвоевывать себе пространство.
Естественно, не обходится без всплесков «романтизма» – на днях из администрации президента Украины в СМИ просочился слух, что если Донбасс снова станет украинским, то восстанавливать его будут американцы. Якобы после возвращения Донбасса Киев будет готов отдать 90% договоров на восстановление разрушенной инфраструктуры компаниям из США.
Даже не знаю, что делать – развенчивать этот слух или смеяться. Есть украинские олигархи, имеющие интересы в регионе, есть Россия, имеющая интерес в регионе, есть государственные структуры ДНР и ЛНР, представить которых под контролем Украины вообще нельзя, есть инвестиционный климат, в конце концов. Какие тут могут быть американцы? Но это, видимо, часть стратегии Порошенко по заискиванию перед Трампом. Скорее всего, мы еще и не такие «растяжки и шпагаты» увидим.И тем не менее дело может сдвинуться с мертвой точки. Конфликтов без конца не бывает.
Американцы уже называли Украину одной из самых проблемных стран в отношении демократии, а теперь расписались в безуспешности минского переговорного процесса. Американское общественное мнение пока что не на стороне Донбасса, но кому, как не нам, знать, что общественное мнение – вещь самая непостоянная.
Хотя если ЕС и США до сих пор предпочитают вводить новые и продлевать старые санкции, значит, запрос на смену вектора созрел неокончательно.