В пятницу лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий опубликовали совместное заявление, в котором сообщили о запуске проекта гуманитарной помощи для жителей районов Донбасса, подконтрольных Киеву.
Отныне Донбасс не просто обороняется – он контратакует, причем «мягкой силой
Основными направлениями программы гуманитарной помощи, по заявлению руководства республик, являются оказание услуг в сфере медицины и образования, выплаты ветеранам и помощь разделенным семьям. Подчеркивается, что уже созданы гуманитарные фонды по поддержке земляков.
Также предусматриваются совместные культурные, образовательные и спортивные мероприятия. Известно, что будут организованы совместные футбольные матчи команд, представленных проживающими по обе стороны от линии соприкосновения.
Информированные источники также утверждают, что подробный план мероприятий по осуществлению гуманитарной помощи будет опубликован до 20 февраля.
Помощь будет носить адресный характер, там будут прописаны выделяемые суммы и категории граждан, которые будут иметь полное право на их получение. Как утверждают авторы программы, целью данных мероприятий является привлечение граждан Украины к переезду в республики.
Хоть пока мы говорим лишь о начинании, которое еще не породило реальных последствий, стоит отметить важность данного решения. Отныне Донбасс не просто обороняется – он контратакует, причем «мягкой силой».
После гибели Моторолы и Гиви местное население в некоторой степени было дезориентировано и удручено, потеряв значимые фигуры, символизировавшие борьбу Донбасса с украинской оккупацией.
Но вот сначала пронеслась новость о том, что в Донбасс едет писатель Захар Прилепин, который, вероятно, займется осуществлением вышеупомянутого гуманитарного проекта, или – на крайний случай – возглавит новое формирование ополчения, что очень важно для поднятия духа граждан республик, а затем вышло и это решение про помощь отрезанным линией фронта жителям Донбасса.
Не так страшен враг, как его малюют. Касается это в первую очередь украинской военной и культурной мощи, которая на первый взгляд выглядит превосходящей донецко-луганскую в разы. Но это ошибочное мнение. Превосходства Киева нет ни по одному из параметров.
Если в военном плане установился паритет, то культурно Донбасс, опираясь не только на региональные традиции и историю, но и на наследие всей русской культуры, способен дать фору украинскому национальному проекту. Впрочем, судя по последним заявлениям Захарченко, в ДНР готовы гуманитарный проект подкрепить решительными действиями на военном направлении.
Естественно, Донбасс стеснен в средствах и не способен вести культурную и гуманитарную экспансию на всю Украину. Но, продемонстрировав готовность вступить в борьбу за умы жителей прифронтовых районов, он тем самым дает сигнал соседним областям, в которых Русская весна дала сбой из-за отсутствия необходимой поддержки России и репрессивных мер, предпринятых украинской администрацией и радикалами.
С данного момента можно считать, что в украинско-донбасском конфликте произошел коренной перелом. Если раньше организация котлов для украинских войск стала свидетельством возможностей вооруженных сил и командования Донбасса, то теперь сам Донбасс ступает на территорию Украины – пока лишь в культурном плане.
Но не за горами наступление более значимых событий. Порошенко остался без поддержки Франции, рискует потерять немцев, а американцы пока что предпочитают держаться в стороне. Ограниченные ресурсы необходимо направить на внутреннее экономическое развитие, но украинская власть уж слишком предсказуема, и это значит, что стоит ждать нового наступления ВСУ.
Продолжение АТО грозит Украине дальнейшей дезинтеграцией – предупреждали Киев не столь давно некоторые аналитики. Но их тихие напевы были не слышны сквозь рев, издаваемый упертыми милитаристами, в числе которых находятся даже представители антипорошенковской оппозиции.
Обратите внимание – Киев продолжает считать жителей Донбасса недочеловеками и отказывает им в праве на социальную помощь. Донбасс же, наоборот, видит в жителях городов и сел, занятых украинскими войсками и бронетехникой, своих – русских людей. Это принципиально противоположные подходы: один – сегрегирующий и даже напоминающий южноафриканский апартеид, другой – интегрирующий.Только не поддается никаким разумным объяснениям, зачем, не признавая в жителях Донбасса людей, украинские власти продолжают гнать на убой собственных солдат. То же самое делают украинские националисты, часть из которых мечтает подвергнуть Донбасс геноциду, а другая – вообще захватить российские территории до гор Кавказа.
Одно с другим, впрочем, великолепно сочетается, но такова уж особенность украинского национализма – не сберегать свой народ, а раскидываться жизнями тысяч украинцев ради фэнтезийных химер. Пойдя по тропинке, утоптанной радикалами, украинская власть идет в пропасть, откуда выбраться невозможно.
И еще. Все заявления различных диванных экспертов про то, что «Россия готова сбросить с себя бремя Донбасса», оказались дешевой демагогией. Никто бросать Донбасс не собирается, потому что ставки сейчас еще выше, чем в 2014 году.
Так что оставайтесь уверены: Донбасс будет свободен.