Лидером предвыборной гонки в США все еще считается Хиллари Клинтон. Однако американская телефонная социология может попросту не видеть миллионов избирателей, которые ранее не ходили на выборы, а теперь готовы прийти и проголосовать не за кандидата от демократов.
Налоговые вопросы возвращаются в американскую повестку дня
В этом случае президентом страны окажется Трамп. И если Клинтон будет поддерживать финансовый сектор за счет дешевых денег и вести агрессивную малопонятную американцам глобальную политическую игру, то от Трампа (конечно, в случае избрания президентом) избиратели ждут решений для экономики. Он обещает сделать страну снова великой, тогда как демократы уверяют: у США все и так хорошо.
Однако простым гражданам их жизнь «после великой рецессии» кажется не такой уж привлекательной. Они видят обилие иностранных товаров на прилавках магазинов и понимают, почему у них плохо с заработком и хорошие рабочие места вытесняются плохими.
Положение нетривиально, потому именно в сфере решений для экономики Трамп-президент может споткнуться. Как республиканец он уповает на снижение налогов, а это не то, что может «вытащить Америку». А ее придется именно вытаскивать, поскольку «Америка уже великая» (слова Барака Обамы) только для дельцов Уолл-стрит и политиков демократов.
Трамп сурово описал ситуацию на недавнем съезде Республиканской партии:
«Доходы домохозяйств снизились более чем на четыре тысячи долларов (в год) начиная с 2000 года, это 16 лет назад. Наш производственный торговый дефицит достиг рекордного уровня – почти 800 миллиардов долларов за один год – мы это исправим.
#{smallinfographicright=789896}С бюджетом не лучше. Президент Обама почти удвоил наш национальный долг более чем до 19 триллионов долларов, и он растет». Трамп также добавил: «Наши дороги и мосты разрушаются, аэропорты в таком состоянии, будто они находятся в третьем мире, и 43 миллиона американцев пользуются (государственными) талонами на питание».
США в кризисе не первый год. Трамп отмечает, что 58% афроамериканцев лишены работы. Экономически активное население страны сократилось на 14 миллионов человек. Не они ли выпали из статистики занятости? И не игнорирование ли этих людей в расчетах чиновников сделало ее столь оптимистичной? Официальная безработица в США в июле составила лишь 4,9%. Эти данные не отражают реальность, зато создают фон для оптимистической риторики демократов. Кризиса для них нет.
Но если начать с ним борьбу, так ли будут полезны налоговые проекты Трампа? В 2008 году Джордж Буш-младший реагировал на еще только начавшийся кризис налоговыми мерами. Летом был произведен возврат налогов налогоплательщикам. Мера эта эффекта не дала.
Обсуждалось снижение налогов, та самая республиканская «панацея», к которой, как кажется, готов прибегнуть и Трамп. Разве он не хочет снижения налогов? И разве республиканцы традиционно не прибегали к этому решению?
Трамп обещает сократить налоги для физических лиц. В этом он вполне верен республиканской традиции. Но теперь он стал более умерен в этом деле: предложено ввести три категории налогообложения. Они должны зависеть от уровня дохода; налоги предполагаются в 12, 25 и 33%. Ныне максимальная ставка федерального налога – 39,6% (применяется для годового дохода свыше 415 тысяч долларов), минимальная – 10%.
У Трампа есть также предложения: избавиться от прогрессивного налога на наследование, упразднить сборы на расходы, связанные с воспитанием детей, убрать «лазейки» вроде безналогового статуса инвестиций, что резко уменьшает налоги для богатых.
Предлагает Трамп с 35% до 15% снизить и налоги на прибыль компаний и льготно (в 10%) обложить средства корпораций, что будут возвращены в США и реинвестированы. В целом изменению налоговой политики США отводится большое место в программе кандидата-республиканца.
Однако все эти меры, как бы детально они ни разрабатывались, вторичны по отношению к общему курсу. Иначе говоря, налоговая реформа дела Соединенных Штатов не поправит и рабочих мест не даст. Иначе могут думать только законченные либералы, для которых низкие налоги для бизнеса – первопричина инвестиций, роста производства и торговли.
Первопричина же возможного роста американской экономики может быть только в росте благосостояния американцев. И если Трамп как вероятный президент пройдет мимо их проблем и увлечется налогами, то ничего хорошего не случится. Демократы будут критиковать его налоговую политику, слева скажут, что нет мер по налоговому пресечению разного рода биржевых спекуляций, а избиратели будут разочарованы.
Так уже было в 2008 году, когда налоговые рецепты республиканцев не только не помогли остановить кризис, но и разочаровали народ. Он проголосовал за «революционера» Барака Обаму, которому Джордж Сорос открыто советовал неограниченно поддержать банкиров.
Теперь налоговые вопросы возвращаются в американскую повестку дня. Они важны: мероприятия по изменению налогообложения могут помочь стране в наполнении казны и стимулировании реиндустриализации. Увы, если ими увлечься, то ничего хорошего не произойдет. Экономический кризис не заметит перемен, сколь бы прогрессивны они ни были, если в дело не пойдут заградительные таможенные пошлины.
Без них планы Трампа «развивать США с опорой на собственную энергетику и рабочую силу, а также на промышленность, в том числе металлургию и автомобилестроение», не будут реализованы. Однако и тогда встанет вопрос денег, которых с помощью налогов США уже не собрать.Даже если Трамп перестанет платить союзникам и потребует платы «за защиту» с них самих, ничего не изменится. Пересмотр участия США в торговых соглашениях тоже не решение. Трамп обречен будет споткнуться: денег в ослабленной американской экономике не найти, если не оторвать от нее вампира, каковым выступает ФРС.
Иначе говоря, вопрос о долге США и о цене его обслуживания – вот что важнее налоговых мероприятий. Об этом Трамп не говорит. Он, возможно, осторожничает. Слишком пугать банкиров ему невыгодно. Довольно и того, что они опасаются возврата ограничительного закона Гласса – Стиголла. Принят он был еще в депрессивном 1933 году.
Но если у Трампа и есть планы по глубокому переустройству финансовой системы США, то он о нем предпочитает не говорить. Возможно, он еще сам не знает, как далеко придется зайти в деле исправления ситуации в стране. В любом случае налоговых решений и даже перехода к жесткому протекционизму для этого будет недостаточно и задеть ФРС придется. Если этого не сделать, то политика возможного президента споткнется о нехватку средств и излишнюю независимость банков от государства.
Налоговые меры Трампа могут уменьшить поступления в казну. Это весьма вероятно, учитывая предстоящее ухудшение в экономике США. Оно давно назревает и сдерживается только за счет сверхтвердых денег ФРС. В этом случае вероятному главе государства придется расширять набор мер, не ограничиваясь предвыборными заготовками. И меры эти могут для ФРС и подопечных ей банкиров оказаться весьма неприятными.