На прошлой неделе была опубликована очень громкая цифра. Вклад правительства и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 году с 35% в 2005 году.
Всем давно известно, что на смену олигархическому капитализму 90-х пришел чиновничий капитализм. Однако 70% госсектора – это, мягко сказать, очень много.
Можно даже поставить вопрос, работает ли российская экономика в условиях свободного рынка. Про ускоренную приватизацию сейчас, правда, никто публично даже не заикнулся. Либеральные партии полностью провалились на недавних выборах, память о 90-х у россиян слишком свежа.
У нас государственная Роснефть покупает государственную Башнефть, и это почему-то называется приватизацией.
Однако на самом деле есть способ провести приватизацию 2.0, не вызвав негатива со стороны населения.
В 90-е годы было много плохого. Но, наверное, самое мрачное – это массовая нищета. Запущенная Гайдаром гиперинфляция уничтожила сбережения на советских сберкнижках. Так называемые реформаторы публично говорили, что советские рубли были не деньги, так как на них ничего нельзя было купить.
Правительство потом выплатило символические компенсации, однако держателям советских сберкнижек достались крохи. По самым грубым оценкам, справедливая компенсация предполагает пропорцию один советский рубль – один современный доллар США.
Решить проблему советских сберкнижек можно через новую массовую приватизацию. Приватизацию без ваучеров и аукционов. Ее можно провести в один день, после проведения грамотных расчетов.
На один давно обесцененный и забытый советский рубль каждый россиянин получит акции компаний, находящихся в государственной собственности. Это прежде всего фишки российского рынка акций – Роснефть, Газпром, Сбербанк, Транснефть и другие.
Стоит повториться: это 70% процентов экономики. А как же экономическая безопасность и государственный контроль за природными ресурсами?! Ведь по заказу любого желающего, в том числе наших западных партнеров, несколько брокеров без проблем скупят контрольный пакет Газпрома или Роснефти с рынка.
Не все так страшно. Было бы желание. А схему придумать несложно.Например, так называемая золотая акция. Она должна быть навечно закреплена у правительства или ЦБР. Давать право государству формировать большинство в совете директоров и принимать ключевые управленческие, прежде всего кадровые, решения. Ну а вклады в Сбербанке независимо от суммы должен гарантировать ЦБР: рублевые – печатным станком, валютные – международными резервами.
В этом случае граждане России, которые получат бумаги ведущих холдингов в обмен на советские сберкнижки, по факту окажутся в положении держателей привилегированных акций. Они будут получать дивиденды, смогут продать свои бумаги на бирже, однако в принципе не смогут влиять на управление Роснефтью или Газпромом. Все будет определять «золотая» акция, которая навечно будет закреплена в руках государства.
Ключевым фактором отношения глобальных спекулянтов к акциям любой компании в любой стране мира является количество бумаг в свободном обращении. Их увеличение автоматически ведет к росту веса данных бумаг в фондовых индексах и, как следствие, росту котировок акций. В рамках данной схемы россияне станут богаче, правительство получит международный финансовый центр, а российские брокеры – щедрые комиссионные.
Кто в минусе во всей этой схеме? Однозначно – бюджет.
Ведь активы, которые можно будет выставить на продажу в рамках традиционной приватизации, сильно сократятся. Плюс правительство потеряет дивиденды на свои доли, их начнут получать рядовые россияне.
Однако на озвученную выше приватизационную схему можно выставить не все активы. Плюс финансировать бюджетный дефицит можно с помощью внутренних и внешних займов, а также вывода экономики из тени.