Полгода назад наш американский коллега, экономист Джеффри Соммерс сказал: правительство США испытывает трудности потому, что отказалось проводить последовательную кейнсианскую политику. Сейчас мы получаем новые данные об экономических затруднениях США.
Европа будет взбрыкивать под американским ездоком
Белый дом сделал немало для того, чтобы обеспечить США хороший инвестиционный климат и сохранить финансовую гегемонию в мире. Блокада Ирана помогла ценам на нефть удержаться на сравнительно высоком уровне (107 долларов за баррель, марка Brent), тогда как страны БРИКС перестали быть образцом стабильности и роста.
Промышленное производство в Соединенных Штатах увеличивается, если верить статистике, так медленно, что почти можно назвать это стагнацией. Тревожно выглядят месячные колебания, а ведь их дополняют такие же неустойчивые показатели продаж.
Считается, что холодная зима немного сбила розничные продажи в США. Однако ожидается, что продажи автомобилей выползут к концу 2014 года на докризисный уровень, хотя зима принесла сокращение продаж.
Только ли из-за снегопада они пошли вниз? Только ли мороз потянул вниз также сбыт недвижимости в начале этого года? Очевидно, что пока все это лишь колебания, иллюстрирующие еще только неустойчивость экономики.
Каким окажется для США 2014 год, сказать непросто. Ясно лишь, что взлета экономики ожидать пока не стоит. И дело главным образом в том, какие меры по ее спасению реализовались раньше, а не в том, что еще может быть сделано в рамках соглашений между администрацией Барака Обамы и республиканской оппозицией.
Сейчас Вашингтон увлечен идеей создания Трансатлантического соглашения о свободной торговле, о которой в рамках международной инициативы «Постглобализация» мы несколько месяцев назад сделали доклад. Здесь многое было завязано на ЕС, и важным звеном была Украина.
США в последние годы постарались обеспечить дешевые энергоресурсы для своей экономики так, чтобы на мировом рынке они не опустились в цене. Важную роль сыграло здесь ограничение поставок из Ирана.
Однако Вашингтон не пошел на прямое стимулирование индустрии и спроса. Оттого меньшие издержки для инвесторов, чем в Европе, не дали американской экономике устойчивого роста.
Сейчас США очень нужны рынки в Европе. Оттого слова Джорджа Сороса о новом «плане Маршалла» для Украины не надо рассматривать всерьез. Ясно, что украинское государство терпит крах (похоже, неожиданный для ЕС и США), и лишь поэтому ему так активно помогает Запад.
Однако кредиты для Киева – это не план по эксплуатации украинских ресурсов. Иное дело, что они ведут себя совсем непокладисто. И это грозит повториться в других частях Европы, неважно, входят ли они в ЕС. Европа будет взбрыкивать под американским ездоком, который и не думает учитывать интересы ее народов. Потому план Трансатлантического соглашения пойдет ко дну.
Элиты США всеми силами стремятся избежать поддержки потребителей в своей стране. Вынудить их проводить подлинно кейнсианскую политику могут лишь внешние неудачи, неудачи экспортного варианта развития.
Но что же за «кейнсианство» было в США прежде? Что конкретно осуждал Соммерс? Прежде всего – раздачу денег корпорациям под тем или иным предлогом.
Все это никогда не было кейнсианством, пока название это не выдали либеральные экономисты. Они вообще свели все к трате денег.
Если государство тратит деньги, это у нас теперь называют политикой в духе Джона Мейнарда Кейнса. А когда экономический эффект от субсидий банкам оказывается нулевым, это объявляют провалом государственного регулирования и инвестирования.
Такой провал постиг США в 2011–2013 годах. Обама отчаянно добивался от конгресса выделения денег, но за их счет страна не преображалась – никто не стремился дать новые рабочие места, построить новые или отремонтировать старые дороги, хотя индустрия все же получала некоторые выгоды. Не все оседало в банках.
Проблема США в том, что их правящий класс так же плюет на интересы своего населения, как и на интересы европейцев или жителей других регионов мира. Этот курс называется неолиберализм. С кейнсианством он не согласуется. И ставки на развитие спроса он не приемлет.
Ложное кейнсианство – вот что выходит у США, ложным оказывается и преодоление кризиса. Потому забыть о нем с 2008 года никак не выходит.