Авторские колонки

2 декабря 2011, 15:20

Павел Данилин: Мобильный класс хочет летать

Что является главным раздражителем для российского среднего класса? По опыту последнего года очевидно, что это пробки и проблемы с туристическими поездками. Вот такая это у нас мобильная социальная группа.

На днях в блоге меня спросили, а что такое российский средний класс. Хороший вопрос – не в бровь, а в глаз. Как на него ответить в двух словах? Но все же попытался. Это способность самостоятельно, без кредита, приобрести дом, дачу и автомобиль. Убежден, что со мной не согласятся сотни тысяч моих же сограждан, которые к оному среднему классу себя причисляют, будучи закредитованными по макушку, либо имеющие трешку в евро на работе, тратящие все эти деньги на развлечения и при этом отягощенные из имущества лишь снимаемой двушкой где-нибудь в новозахребетьевском районе ближайшего Подмосковья. И, возможно, они будут правы, поскольку сами себя ощущают средним классом.

Даже Медведеву приходится ездить по пробкам, как он сам говорил недавно

По крайней мере свои претензии к жизни (государству, мэрии или правящей партии) они высказывают вполне консолидированно. В массе своей бешенство у представителей вот этого самопровозглашенного среднего класса вызывает невозможность свободно передвигаться. Причем под словом «свободно» я имею в виду не отсутствие запретов на выезд за границу, а банальное перемещение из точки «А» в точку «Б». К примеру, в Москве, переполненной автомобилями москвичей и гостей столицы, дикое раздражение вызывают пробки. Созданные, отмечу, самими же москвичами и столичными гостями. А уж мигалки (средство хоть как-то облегчить передвижение в пробках для специальных служб и высокопоставленных чиновников) и вовсе приводят представителей среднего класса в исступление. И это уже не просто ворчание белых воротничков, а серьезная социально-политическая проблема.

В этом году мы стали свидетелями того, как средний класс зажигал в аэропортах на Новый год. Тогда, как вы помните, в московском регионе произошло уникальное для нашего континентального климата природное явление – ледяной дождь. Самолеты оказались прикованными к земле, ЛЭП рвались под весом сосулищ (это были даже не питерские «сосули»), а тысячи «середнячков» устроили в Шереметьево и Домодедово многодневный дебош, плавно перетекающий в митинг (или наоборот). Люди на полном серьезе требовали отправить их в полет по нужному маршруту, невзирая на все проблемы личной безопасности.  Ситуация была настолько дикой, что я даже колонку по этому поводу во ВЗГЛЯД написал.

Получив тогда несколько сот гневных откликов, общая суть которых заключалась в том, что «нас не волнует ничего, мы за билет заплатили, значит, должны лететь», я смело включил проблемы с авиаперелетами в список животрепещущих для среднего класса и с тех пор регулярно мониторю этот сегмент рынка – ведь, если тогдашние протесты чуть было не переросли в политический кризис, кто может сказать, что это не случится завтра или послезавтра? И кто знает, не воспользуются ли этим, с одной стороны, те, кто хотел бы дестабилизировать ситуацию в стране, а с другой – те, кто посредством имитации страха перед широкомасштабными волнениями будет решать свои коммерческие или политические проблемы.

#{image=473678}Приближается Новый год, и вот в «АиФе» читаю: «Трансаэро может отменить новогодние рейсы в Италию». Думаю: что за дела? Оказывается, авиакомпания не имеет разрешения на выполнение международных перелетов в Рим, Милан и Венецию, однако ее «дочка» «Трансаэро-тур» продает билеты на чартеры в эти города. Рейсы – все под Новый год. Росавиация негодует. Потому что понимает, что если под новогодние праздники в Домодедово соберется тысяча, а то и две несостоявшихся отпускников, то это будет проблема отнюдь не только Домодедово или «Трансаэро-тура». Предсказать реакцию в блогах нетрудно, также без проблем можно гарантировать соответствующее освещение в СМИ. Фактически мы вновь столкнемся с массовой медийной истерикой, направленной на все российское государство. Вплоть до призывов «валить» из этой страны. Оно нам надо?

Имеет смысл разобраться в том, почему и как у Трансаэро не оказалось разрешения. Дело в том, что крупные авиакомпании в соответствии с приказом от 17 июня 2008 года № 92 могут стать «назначенными перевозчиками» по разным направлениям. Это означает, что остальные компании должны согласовывать с ними свои полеты, если «назначенный перевозчик» не дает своего согласия, то чартеры до пункта назначения вводить нельзя. Столь нелиберальное правило введено было для того, чтобы авиаперевозчик, осуществляющий регулярные авиарейсы «не в сезон», потом мог компенсировать их в тучные периоды, которыми, естественно, и являются новогодние праздники, майские праздники и лето. Распределение по направлениям вполне справедливое. Кто-то имеет преимущество при полетах в одни страны,  кто-то в другие. Но, естественно, хочется и получить сверхприбыль. Поэтому данный приказ постоянно пробуют на прочность.

Это тем более связано с тем, что позиция самого Минтранса в данном вопросе выглядит несколько... страусиной. Издав сей документ, который на самом деле давно устарел и требует замены, министерство ушло в тень. Трактовка данного приказа чуть ли не прямо провоцирует на его нарушение! И этим пользуются многие с уверенностью, что вопрос впоследствии все равно будет решен в их пользу. Просто происходит это чаще всего непублично, под ковром, а заложниками ситуации становятся рядовые пассажиры, которых ставят в известность по факту. То есть мы имеем дело с рестрикционным документом, который если и соблюдается, то косвенно, а на самом деле мешает нормальному развитию рынка авиаперевозок, поскольку  не предполагает четких и понятных для всех правил. И, может, Бог бы с ним, если бы из несовершенства подзаконного акта не вырастала бы серьезная социальная проблема. И здесь вопросы даже не к самим авиаперевозчикам, а к тем, что таковые правила устанавливает. То есть к профильному министерству – к Минтрансу.

Политика министерства должна реализовываться системно, имея в виду огромную ответственность не только за связанность страны, но и за социальное спокойствие наших сограждан. Еще раз повторюсь: свобода перемещения для наших сограждан – не только представителей среднего класса, кстати, но и всех остальных. В этой связи требования к министерству должны быть максимальными. Пример с «назначенными перевозчиками» – лишь частный случай, из которого, впрочем, вполне может вырасти волна недовольства. Так что министерству надо шевелиться.

Как вам такая информация – каждый десятый житель России не может выехать из своего поселения в весенний и осенний сезон? Каждый десятый человек по полгода оказывается отрезан от большой земли! Видели ли вы дороги в Якутии осенью? По ним даже БелАЗ не проедет – застрянет. Это ли не проблема Минтранса? Как ее решать? Только развитием малой авиации. Что сделано для этого? Ничего. Миллионы жителей не имеют дорог с твердым покрытием. Это ли не проблема? Что сделано для этого? Мизер. Пробки на дорогах всех мегаполисов и более-менее крупных городов. Как эта проблема решается на федеральном уровне? Никак! Даже Медведеву приходится ездить по пробкам, как он сам говорил недавно.

Понятно, что решить все проблемы, вызывающие раздражение у среднего класса, не получится. Но вот те из них, которые влияют на жизнь не одного класса, а всех граждан России, решать необходимо. И вопрос о малой авиации, и вопрос о приказе № 92 здесь стоят на одном уровне. Просто если для развития малой авиации необходимо вложить миллиарды, то для разработки прямых и открытых правил перелетов достаточно просто провести некоторую нормативно-правовую работу.

Всего лишь. Так мало и, как выясняется, так много.

И, глядишь, одним раздражителем станет меньше, а наш средний класс спокойно отправится в свои новогодние туры.

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?