Авторские колонки

8 октября 2006, 10:28

Игорь Манцов: Работа над ошибками

Ходил мурлыкал: «Так это пррравда – со злодеем свою судьбу связала я! Убийце, извергу навеки принадлежит душа моя…» Женщина, которой пришлось по воле обстоятельств быть пару дней рядом, в конце концов не выдержала, возроптала: «Что за дешевая оперетка, откудова?? Замолчи!»

На самом деле не дешевая оперетка, а ключевое произведение русской и мировой культуры – «Пиковая дама», сцена у Зимней канавки. Из несвязного бреда маниакального Германа хорошая девушка Лиза делает вывод, что он и есть виновник смерти старушки-графини.

Герман переживает в свою очередь: «Она мертва-а, а тайны не узнал я!» Петь на два голоса одному-единственному мне трудно, пришлось поэтому выбирать. Остановился на душещипательной линии обманутой вкладчицы: передоверила и душу, и лучшие чувства симпатичному молодому человеку, а тот на поверку оказался то ли слишком коварным, то ли бесконечно сумасшедшим. «Так это пррравда – со злодеем…??» – Именно со злодеем, впрочем, непредумышленным. Парень хотел как лучше, а получилось сами знаете как.

Массовый человек, чье сознание полностью определяется экономическими категориями, чьи интересы сводятся к гедонизму и потреблядству, не видит дальше своей жадной вытянутой руки

«Пиковая дама» братьев Чайковских – произведение, конечно же, эпохальное. Тут во всей красе предъявлен массовый человек, тяготящийся повседневной службой, рутинным существованием, поставивший поэтому на фантазм, на необеспеченную трудом прибавочную стоимость, на подарочек. Уж больно хочется обмануть – если не судьбу, то хотя бы какого-нибудь ближнего.

Каков герой, таков и художественный язык: яростный мелодраматизм «Пиковой дамы» настойчиво дистанцирует уравновешенного, ответственного потребителя-аристократа, предвосхищая наступление эпохи массовой культуры, эпохи воинствующего демократизма и сопутствующего этико-эстетического расколбаса. В моем ничтожном исполнении, допускаю, было похоже на паршивую оперетку, но можно было бы превратить исходник в образцово-показательную рок-оперу или же в мюзикл: материал не сопротивляется, наоборот.

Нервные люди с типовым фантазмом – «Хорошо бы сорвать банк на пустом месте!» – герои XX столетия. Массовое общество новейшего времени претерпевает скуку с прозаизмами, культивирует примитивную социальную механику и не знает второго, метафизического, плана. Что называется, бери больше, беги дальше.

Наш нынешний телевизор преподнес неожиданный сюрприз: две не вполне свежие кинокартины совпали во времени, столкнулись, высекли искры, то бишь новые смыслы. Как в первый раз! Засчитаю поэтому нынешний, не первый, просмотр за премьерный.

Жанровое американское кино «Идеальное убийство» с Гвинет Пэлтроу и Майклом Дугласом срифмовалось с малобюджетным «Обещанием» бельгийских братьев Дарденн, многократных каннских лауреатов. Их последующие шедевры удостаивались либо «Золотой пальмовой ветви» («Розетта», «Дитя»), либо призов немногим менее значительных («Сын»).


А в чем же сходство, почему рифмуются?
В «Идеальном убийстве» мерцает следующий весьма глубокий метасюжет. Итак, никто из главных фигурантов действия не держит слово. Героиня Гвинет Пэлтроу, а также ее муж, которого играет Дуглас, и ее вполне случайный любовник – все трое по очереди обманывают друг друга и предают. Сначала изменяет мужу героиня. При этом она не знает, что парень, играющий в обществе роль романтического художника и поэтому с легкостью затащивший ее в койку, – мошенник со стажем. То есть она обманута в свою очередь.

Кадр из кинофильма «Идеальное убийство»
Персонаж Дугласа тем временем попадает в финансовые капканы, и тоже втайне от супруги. Однако навряд ли ему пришла бы в голову идея убить жену, завладев при этом ее родовыми миллионами, когда б не оскорбительная измена. Она провинилась первой, и вот уже Дуглас заказывает жену ее же собственному любовнику, псевдохудожнику, угрожая тому разоблачением и тюрьмой. Художник берет часть суммы, но подсылает вместо себя неумелого, едва вышедшего на свободу уголовника. Этот уголовник не справляется, жена убивает его кухонным ножичком…

Дуглас врет Пэлтроу. Потом они оба врут следователю. Дальше объявляется «художник» и шантажирует заказавшего собственную жену Дугласа. Дуглас в свою очередь сначала обманывает и убивает «художника», а после покушается на здоровье супруги, которая, собственно, всю эту кашу и заварила.

Непрерывная череда предательств, обманов и подлостей! Однако все эти чудовищные причинно-следственные цепочки получают смысл лишь тогда, когда зритель принимает во внимание важнейшего героя картины – следователя. Я уже писал, что голливудские фильмы намного умнее, чем кажется иным отечественным недоброжелателям. Вот и здесь специально подчеркиваются два обстоятельства. Во-первых, следователь – мусульманин, человек из другого мира, попросту ИНОЙ. Это следует из того, что героиня Пэлтроу апеллирует при нем к Аллаху, а он с благодарностью и готовностью ее поддерживает.

Во-вторых, у следователя есть маленький ребенок, который в данный момент приболел. Это недомогание доставляет следователю большие душевные муки. Он весь в заботах о ком-то ближнем, не о себе. Это разительно отличает следователя от двух своекорыстных пауков и одной себялюбивой паучихи, в чьих темных делишках ему приходится разбираться по долгу службы.

Таким образом, имеем критику американского образа жизни с позиции ИНОЙ духовной традиции, с позиции ИНОГО человеческого опыта. Но поскольку фильм американский, мы вправе трактовать его как акт покаяния, как своевременную работу над ошибками.

Однако ровно ту же самую структуру находим и в картине братьев Дарденн «Обещание». Хотя в смысле кинематографического языка это нечто противоположное «Идеальному убийству». Подвижная ручная камера, три с половиной сдержанных актера, только реальные интерьеры, минимальный бюджет. Ну и что. Здесь тоже самокритика, та же самая работа над ошибками.

Сытая Бельгия. Отец среднего возраста и подросток-сын. Зарабатывают тем, что обеспечивают жилье с работой нелегалам из стран третьего мира. Сынуля иногда приворовывает у клиентов на автозаправке. Папаша тоже без особых моральных принципов и без комплексов. Дарденны гениально делают скольжение сытых белых героев по жизненной поверхности. Не знают метафизического измерения, идеи воздаяния. Жизнь как тупая социальная механика. Обмануть, урвать, поднакопить, обеспечить безбедное существование и выстроить большой новый дом…

Официально паренек работает учеником автомеханика. Часто прогуливает и тогда врет нанимателю. Оба, сын и отец, врут налоговым органам или не вполне компетентным нелегалам. Однажды во время визита налоговиков, во время шухера, один из темнокожих рабочих падает с лесов и разбивается насмерть. Мальчик пытается оказать ему помощь, однако подоспевший папаша пресекает эти поползновения, этот опасный гуманизм. Вместо того чтобы оказать несчастному помощь, отец и сын некоторое время скрывают тело от посторонних глаз, а после замуровывают в бетонную стену. Возможно, кстати, человека еще можно было спасти. Вполне возможно.

Еще находясь в сознании, до прихода отца, нелегал из Буркина-Фасо просит подростка позаботиться о его жене и маленьком ребенке, которые живут здесь же, через дорогу, в импровизированном бараке. Подросток обещает. Здесь – смысловой центр фильма.

Афиша фильма «Обещание»
Братья Дарденн предъявляют тотальную ущербность западного социума с позиции человека ИНОЙ культуры, с позиции темнокожей супруги погибшего афроамериканца. Ни отец, ни сын не верят ни в черта, ни в дьявола – только в деньги, только в закон выгоды. Вот гениальный, вот смыслообразующий эпизод. Негритянка обмазывает своего ребенка неким эликсиром, читает заклинания. «Зачем?» – искренне удивляется случайно заглянувший в барак бледнолицый герой, позитивист и сын своего расчетливого папаши. «Чтобы отогнать от ребенка злых духов», – невозмутимо отвечает женщина. «Но здесь нет злых духов!» – бросает ей изумленный паренек. Между тем незадолго перед этим мы, зрители, видели его отвратительные проделки, его невозмутимое воровство. «Здесь нет злых духов!» – это отрицание метафизического измерения и каких-либо ценностей, кроме шкурных, это декларация и это жизненная программа.

События, которые произойдут уже через несколько минут экранного времени, убедят нас, зрителей, в том, что пресловутые злые духи есть, и духи эти определенно владеют белыми героями картины – и сыном и отцом. Непрерывное вранье супруге погибшего. Провокации с целью выжить ее из города, из страны, из Европы. Коварный отец попытается продать ее в сексуальное рабство. Сын в последнюю секунду одумается, примет опасное решение и спасет. Вывезет женщину и ребеночка подальше от отцовского дома, станет потихонечку помогать и оберегать.

Сначала его мотивация непонятна, но в какой-то момент в голове внимательного зрителя перещелкивает. «Ага, – говоришь ты себе, вспоминая, – он же ДАЛ СЛОВО умиравшему. Он пообещал позаботиться о женщине и ребенке!»

Вспоминаешь и тут же начинаешь сомневаться в достоверности такой мотивировки: что с того? Разве слово, обещание что-нибудь значат в мире этих сытых рациональных белых людей, в мире чистогана? Разве мы не видели, как вслед за своим отцом сынок и воровал, и врал, и выкручивался? Этого попросту не может быть, невесомое слово ничего не стоит, ничего не весит и нигде ни за сколько не продается!

Дарденны гениально показывают, как невесомое и будто бы бессильное слово – тяжелеет, разбухает в поступок. В «Идеальном убийстве» представитель иного мира, следователь, с печалью наблюдал, как своекорыстные гадины пожирали одна другую, ничему не научаясь. Здесь же мальчик таки воспринимает урок инобытия и сам становится ИНЫМ. Работа над ошибками плюс исправление ошибок. Одержимость злыми духами самым достоверным образом превозмогается на наших глазах.

Массовый человек, чье сознание полностью определяется экономическими категориями, чьи интересы сводятся к гедонизму и потреблядству, не видит дальше своей жадной вытянутой руки. Его базовые характеристики – сумасшествие, одержимость. «Там груды золота лежат, и мне они принадлежат!» – безосновательно фантазируя, распевает чудовищный Герман.

«Она мертва, а тайны не узнал я…»
Сам ты мертв!
А тайна не в картах, а в глубине человеческой души.

Вам может быть интересно

Демонстранты начали возводить баррикады в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?