Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияРоскосмос назвал причину аварии ракеты «Протон-М»
Авария ракеты «Протон-М» произошла из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей, сообщил замглавы Роскосмоса, председатель аварийной комиссии Александр Лопатин.
«На 12-й секунде полета система управления сформировала сигнал превышения предельных углов полета», – сказал Лопатин, передает РИА «Новости».
Он пояснил, что это было связано с нештатным функционированием датчиков угловых скоростей.
В Центре Хруничева неправильно были установлены три из шести датчиков угловых скоростей
«В Центре Хруничева неправильно были установлены три из шести датчиков угловых скоростей. Претензии – производственное нарушение, человеческий фактор», – сказал он, передает ИТАР-ТАСС.
«Есть претензии к конструктору и технологу (угловых датчиков скоростей). Технолог мог неправильно описать в чертеже все данные. К самим приборам претензий нет», – сказал Лопатин.
Датчики угловых скоростей производит НПЦ АП имени Пилюгина.
Лопатин отметил, что датчики угловых скоростей, сработавшие нештатно, перед стартом прошли все испытания без замечаний. «Все шесть приборов прошли контроль без замечаний и были допущены на борт ракеты-носителя», – сказал Лопатин.
Роскосмос пока не выяснил, почему старт ракеты «Протон-М» произошел на 0,4 секунды раньше срока, с этим еще предстоит разобраться, сообщил замглавы ведомства.
По его словам, в настоящее время для установления этой причины сформирована межведомственная рабочая группа, она работает на Байконуре.
«Сам я завтра вылетаю на Байконур для участия в работе этой группы», – сказал Лопатин на брифинге в четверг.
Он отметил, что, если бы датчики угловых скоростей работали нормально, система управления ракетой справилась бы с проблемами, связанными с недостаточной тягой в двигателях.
«Комиссия установила, что подготовка составных частей ракеты на техническом и стартовом комплексах проводилась в соответствии с эксплуатационной документацией. «Качество компонентов топлива ракеты соответствовало норме. Нарушений технологической дисциплины, замечаний, которые могли бы повлиять на штатный полет ракеты в ходе подготовки к старту, не обнаружено», – сказал Лопатин.
По его словам, метеоданные во время старта и на траектории полета ракеты после старта соответствовали установленным требованиям, внешние условия во время начала работы первой ступени ракеты соответствовали норме.
Материалы аварийной комиссии по причинам аварии «Протона» переданы в Генпрокуратуру и в правительство.
Аварийная комиссия Роскосмоса до сентября намерена разработать и предложить комплекс мер по недопущению подобных ЧП.
Напомним, ракета с тремя российскими навигационными космическими аппаратами ГЛОНАСС-М упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. Известно, что ракета стартовала на 0,4 секунды раньше запланированного.
Ранее близкий к расследованию ЧП источник сообщил, что причиной падения стал человеческий фактор: при сборке ракеты неправильно подключили датчики, в результате были перепутаны полюса. Однако неофициальные источники в космической отрасли заявили, что комиссия по расследованию крушения «Протона-М» не рассматривает ошибку в подключении датчика угловой скорости при сборке ракеты-носителя как основную причину катастрофы. Вице-премьер Дмитрий Рогозин также опроверг данную версию.
По еще одной версии, причиной аварии мог стать сбой в системе управления, разработанной по заказу Центра имени Хруничева ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Н. А. Пилюгина» (НПЦ АП).
Производство разбившейся ракеты-носителя и трех спутников, а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей. Ответственность перед третьими лицами по запуску ракеты-носителя «Протон-М» была застрахована «Русским страховым центром» на 6 млрд рублей.