Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
11 комментариевЛиванов: Высшее образование в России – подряхлевший слепок советской системы
Ливанов: Высшее образование в России - подряхлевший слепок с
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов считает, что современное высшее образование в стране можно назвать «подряхлевшим слепком» советской образовательной системы, который растерял большую часть человеческого потенциала.
Выступающий в рамках панельной сессии о высшем образовании на Петербургском международном экономическом форуме ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов назвал современное вузовское образование слепком советской системы.
В ближайшие пять лет наша система высшего образования столкнется с рядом серьезных потрясений
«Я согласен с Ярославом Кузьминовым в его оценке нынешнего состояния российского высшего образования как слепка советской образовательной системы. Я бы добавил: сильно подряхлевшего слепка, потерявшего очень много своего человеческого потенциала», – сказал министр, передает РИА «Новости».
Ливанов подчеркнул, что сильные университеты – это неотъемлемый атрибут государства, которое претендует на экономическое и интеллектуальное лидерство в мире. «Из этого прямо следует, что усиление высшего образования – это императив, который стоит в нашей повестке на ближайшее время», – сказал он.
Министр также отметил, что в ближайшие пять лет систему российского высшего образования ждут серьезные потрясения и не все вузы их выдержат.
«В ближайшие пять лет наша система высшего образования столкнется с рядом серьезных потрясений. Это демографическая ситуация: на пятилетнем горизонте у нас будет на 30% меньше граждан в возрасте от 18 до 30 лет. Это серьезное изменение требований к работе университетов со стороны экономики и государства, которое многие университеты не выдержат. Наконец, это цифровая революция, которая фактически сделает конкуренцию глобальной. Когда у студентов есть доступ к образовательным ресурсам лучших мировых университетов, то конкуренция становится ключевым фактором выживания», – сказал министр.
По мнению Ливанова, в достаточно короткий срок, например 10 лет, система образования кардинально изменится.
«Мы будем свидетелями активного слияния и поглощения вузов, гораздо более активного, чем это происходит сегодня. Оно происходит не в результате административного давления, а в результате объективных факторов, о которых я сказал. Мы будем свидетелями массового закрытия, санации псевдовузов, в основном филиалов университетов, которые не в состоянии предложить нам серьезные, качественные образовательные программы и не имеют ресурсов для их реализации», – подчеркнул министр.
Напомним, Минобрнауки в 2012 году опубликовало результаты мониторинга высших учебных заведений. Всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. Университеты внесли показатели своей деятельности по 50 параметрам в единую информационную систему, а министерство перепроверило полученные данные. На основе этих данных был составлен список неэффективных вузов.
По итогам заседания межведомственной комиссии, в которую входили представители различных ведомств и чиновники из регионов, было принято решение разделить список неэффективных вузов и филиалов на три группы.
В первую группу попали учреждения с признаками неэффективности, связанными со спецификой их деятельности (в основном архитектурно-художественные, театральные, транспортные). Вторая – вузы и филиалы, для которых до конца года должны быть разработаны программы развития, согласованные с учредителем и регионом. Третья – неэффективные образовательные учреждения, которым предстоит реорганизация.
Будущей осенью Ливанов пообещал провести новый мониторинг вузов.