Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.
9 комментариев«Ъ»: Трутнев может уйти в администрацию президента
В понедельник на заседании Госсовета, посвященном разграничению полномочий между центром и регионами, Минприроды, вероятнее всего, будет лишено большинства контрольных и регулирующих функций в области экологии.
В распоряжении газеты «Коммерсантъ» оказался проект предложений Совета федерации от 21 декабря по разграничению полномочий между центром и регионами. Согласно одной из последних редакций документа, которая будет рассматриваться Госсоветом, в рамках сегодняшнего заседания значительная часть контрольных и регулирующих функций Минприроды перейдет к администрациям субъектов федерации. Из 29 передаваемых федеральных функций в сфере «лесных, земельных, водных отношений, недропользования, экологии, животного мира» (всего предлагается передать 44 функции) к Минприроды и подвластным ему ведомствам относятся десять.
Еще 23 декабря Юрий Трутнев строил публичные планы на посту главы Минприроды и принимал обновленный состав общественного совета министерства, который не проводил заседаний с 2008 года. «Росприроднадзору надо надавить на муниципалитеты, чтобы убрали свои территории»,- поручил, в частности, министр. Вероятнее всего, это одно из его последних поручений ведомству в качестве главы Минприроды - полномочия министерства и подчиненных ему ведомств в новом составе правительства должны существенно измениться, тем более учитывая, что недропользование и прежде всего вопросы ТЭКа в будущей конфигурации власти, как предполагается, будет в большей степени, чем сейчас, курировать президентская ветвь власти, а не правительство.
Источники, близкие к Минприроды, считают, что Юрий Трутнев останется в нынешней должности до февраля 2012 года, а после выборов президента может стать замглавы его администрации, которую возглавил Сергей Иванов. Впрочем, это уже четвертый вариант назначения, который за последние несколько месяцев в кругах, близких Минприроды, пророчили нынешнему министру. В случае отставки министра обязанности главы министерства, по словам источников, будет исполнять его действующий статс-секретарь, земляк господина Трутнева Николай Попов - но ожидается, что со временем фактически новое ведомство возглавит «человек со стороны».
«Первым либо вторым лицом Минприроды должен стать профессионал, - полагает директор программ Greenpeace Russia Иван Блоков. - Из нынешней системы, скорее всего, уйдут все».
Наиболее болезненными для экологов являются передача на местный уровень функций госконтроля Росприроднадзора за охраной природной среды (кроме особо охраняемых природных территорий) - с ликвидацией территориальных органов последнего - и установка нормативов выбросов компаний в атмосферу. Директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц признает, что федеральная система «работала не идеально, но позволяла хоть как-то контролировать крупных загрязнителей». Недавно было завершено разграничение контрольных полномочий между субъектами федерации и Росприроднадзором, за которым была закреплена 81 тыс. промышленных «объектов федерального контроля». За федералами предполагалось сохранить ответственность за наиболее крупные компании (их число оценивалось в диапазоне от 200 до 12 тыс.), на которые приходится 90% всех загрязнений.
«За крупными загрязнителями необходимо осуществлять федеральный надзор. В противном случае регионы будут соревноваться за переманивание грязного производства», - полагает представитель WWF. Показательным является пример компании «Норникель», которая, по данным Росгидромета, отвечает за 10% загрязнения атмосферного воздуха в РФ. C 2003 года, согласно ответу ведомства на соответствующий запрос Greenpeace, «в связи с аварийным состоянием помещения, в котором располагалась комплексная лаборатория Норильска, наблюдения за загрязнением окружающей среды города не проводятся».
Помимо этого представители экологических организаций взволнованы и передачей полномочий по контролю и надзору за федеральными водными объектами и инвентаризации лесов (эта функция, впрочем, закреплена за Рослесхозом). «Уже сейчас мы можем судить о состоянии многих природных ресурсов (в частности, лесов) только на основании дешифровки спутниковых снимков. О качестве официальной информации говорят данные о лесных пожарах в Якутии. В 2010 году они были занижены более чем в двадцать раз, а в текущем году - более чем в пять раз», - сетует Евгений Шварц. Против таких изменений выступали и в Рослесхозе, но услышаны пока не были.
#{interviewpolit}Не исключено, что у регионов появится дополнительный стимул устанавливать и согласовывать сверхнормативы выбросов для компаний (вопрос о том, когда регулирование промышленности в РФ будет осуществляться по принципу «наилучших доступных техник», остается открытым). Согласно документу, плата за негативное воздействие на окружающую среду для исполнения большинства федеральных функций в регионах будет перераспределена в пользу последних из соотношения 40% - в местный бюджет, 40% - в бюджет субъектов и 20% - в федеральный бюджет (всего 20,7 млрд рублей в 2010 году) в соотношение 40%, 55% и 5% соответственно.
Допдоходы от перераспределения функций Минприроды предполагается увеличивать и за счет «делегирования» регионам мелких и средних месторождений полезных ископаемых (в том числе нефти и газа) и согласования проектов разработки «общераспространенных» ресурсов (песок, гравий, гипс, торф и т. д.), но в последнем случае регионы должны заплатить и за геологоразведку.
Система ответственности региональных властей за состояние окружающей среды существует и в других федеративных государствах, например, в ФРГ и в США. Но действия органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды земель в Германии, так же как и штатов США, обеспечивают выполнение требований законодательства именно земель и штатов. Одновременно и в Германии, и в США федеральные органы полностью сохраняют «сквозные» контрольные полномочия за особо опасными объектами, что позволяет обеспечивать реализацию требований общенационального законодательства и международного права.
Система дополняется развитым общественным контролем и автоматизированным мониторингом на уровне компаний, чего в РФ пока нет. Конвенция Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, которую Дмитрий Медведев поручал ратифицировать еще до 1 ноября 2011 года, так и не была пока даже передана на ратификацию.
В пятницу Юрий Трутнев настаивал на расширении набора экологических показателей в системе критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы губернаторов. Но большинство из них формальны и до сегодняшнего дня ни одну из отставок губернаторов Кремль не объяснял (по крайней мере, публично) результатами мониторинга эффективности органов исполнительной власти субъектов. На построение же системы эффективного общественного контроля, даже в случае если с 2013 года губернаторы все-таки будут избираться, может уйти десятки лет.