Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.
3 комментарияСоздание вертолета пятого поколения в РФ запланировано на 2011 год
Создание вертолета пятого поколения в РФ запланировано на 20
Практические работы по созданию в России вертикально взлетающего летательного аппарата (ВВЛА), относящегося к пятому поколению вертолетной техники, начнутся, скорее всего, в 2011 году, сообщил журналистам в субботу в Ростове-на-Дону генеральный конструктор, первый заместитель исполнительного директора ОАО «МВЗ им. М. Миля» Алексей Самусенко, участвовавший в годовом собрании акционеров ОАО «Роствертол».
Самусенко полагает, что ОАО «Вертолеты России» совместно с отраслевыми институтами одобрят те направления, которые разработчики ВВЛА 5-го поколения (МВЗ им. М. Миля и «Камов») предложат для реализации.
«Мы, российские вертолетчики, в начале пути по этой проблеме и сейчас занимаемся решением вопроса скоростного полета с помощью выбора перспективных профилей, проведения исследований по перспективным материалам и т. д., – пояснил генконструктор. – Сейчас программы по реализации этих задач формируются», – сообщает ИТАР-ТАСС.
По словам Самусенко, практические работы начнутся не с «железа», а с научно-исследовательских работ (НИР), которые должны завершиться рекомендациями. Если они будут положительные, то начнутся опытно-конструкторские работы (ОКР). При этом, объяснил генконструктор, ОКР не обязательно должны завершиться конкретным решением всех проблем вертолетов пятого поколения. Здесь возможна итерация: например, решение проблемы скоростного несущего винта. Для этого нужно будет выбрать соответствующий профиль, определенные аэродинамические компоновки и опробовать их в рамках НИР, причем в аэродинамической трубе (АДТ), не обязательно в летательном аппарате.
Задачи летающего комплекса пятого поколения, его место в оборонительной концепции России будут определены, прежде всего, заказчиком и вытекать из тех военных концепций, которые будут существовать у нас в ближайшие 10–15 лет, считает Самусенко. Если в настоящее время боевые вертолеты применяются для поддержки сухопутных войск, выполнения разведывательных функций, огневой поддержки в локальных конфликтах, то будущее ВВЛА пятого поколения будет в этом смысле «более скромным». Например, будут «горячие» точки, где противник «везде». Комплексу в этих условиях понадобится большая скорость, эффективное оружие, по возможности такое, когда носитель оружия – ВВЛА не будет находиться в зоне поражения противника. Функция вертикального взлета, возможность работы из-за укрытий, в плохих погодных условиях, поиск противника, его идентификация и работа по нему должны проходить в определенной безопасности для этого летательного аппарата.
#{weapon}К одной из основных характеристик ВВЛА пятого поколения Самусенко отнес то, что у этого комплекса «практически должно исчезнуть понятие ресурса календарного срока службы – он должен сам себя тестировать, давать эксплуатанту – летающей команде – информацию о том, что надо исправить, чтобы продолжать летать дальше». Кроме того, это будет ЛА с искусственным интеллектом, т. е. этот аппарат должен не только летать, но и обладать при этом способностью «подсказать» летчику, какие действия надо сделать для выполнения полетного задания, работы по противнику, выполнения задачи мониторинга, экологии и т. д.
«У этого аппарата будут функции не только долететь куда-то, но и вернуться самому, т. е. без участия летчика, – указал Самусенко. – Такие программы, алгоритмы мы уже формируем. Подобный пилотажно-навигационный комплекс позволит в автоматическом режиме выполнить с заданной точки обратный маршрут, соблюдая при этом условия полета по рельефу, погоде (не полетит в грозовое образование) и т. п.».
Техническим и технологическим вопросом является увеличение скорости такого ЛА. Скорость традиционного вертолета сегодня в мире составляет в силу физических особенностей создания вертикальной тяги порядка 250–300 км/ч, у ВВЛА нового поколения она будет доходить до 450–500 км/ч.
Как отметил Самусенко, создание нового типа ВВЛА ставит перед разработчиками новые технологические задачи, требует иного технологического подхода к конструкции. Так, реализация некоторых конструктивных решений будет сделана таким образом, что «она будет безбумажная, без участия человека, с качеством на выходе, заданным конструкторской документацией. Т. е. изобразив на компьютере те или иные конструктивные решения, будем иметь на выходе «живой» продукт».
Напомним, первый полет новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50-1 состоялся в Комсомольске-на-Амуре 29 января.