Взгляд
1 июля, пятница  |  Последнее обновление — 16:55  |  vz.ru
Разделы

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Стало известно об отключении «Северного потока» на ремонт

    Главная тема


    Европе надоели нахлебники с Украины

    разрыв дипотношений


    Посол России в Болгарии решила поставить вопрос о закрытии посольства в Софии

    национальные интересы


    Эксперты объяснили указ Путина передать «Сахалин-2» российскому оператору

    территориальный фактор


    В России оценили три варианта Киссинджера завершения спецоперации на Украине

    Видео

    выплата дивидендов


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    плацдарм в Черном море


    Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

    Хельсинкская комиссия


    Руководство США ищет способы расчленить Россию

    угроза бюджету


    Рубль попал в уникальные обстоятельства

    «борьба за выживание»


    Финляндия стонет без российских туристов

    Образ будущего


    Владислав Шурыгин: Ненависть к России лишает уехавших разума

    Политэкология


    Игорь Мальцев: Немецкие «Зеленые» – тоталитарная секта

    Верх абсурда


    Игорь Караулов: У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

    на ваш взгляд


    Что вы переносите легче – сильную жару или холод?

    «Где эта грань?»

    Дамир-хазрат Мухетдинов, первый зампред Духовного управления мусульман Европейской части России
    None
       5 октября 2012, 18:47
    Фото: islamsng.com

    Наша позиция о законе в защиту религиозных чувств верующих общеизвестна. В целом в процессе обсуждения мы были за принятие данного закона и приветствовали его принятие Думой.

    Должна быть целостная культурно-духовно-правовая среда, где свет дан всему живому и здоровому

    Но жизнь непроста, и потому сейчас я озвучу наше (от имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России) единственное «но» – это наш первый вопрос по итогам голосования в Госдуме.

    Нас волнует: как будет определяться, по какому критерию наличествует оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан? Где эта грань – между оскорблением или неоскорблением? Ведь у каждого свои понятия об этом. Свой субъективный внутренний ритм эмоций, свой внутренний кодекс поведения. Как разделить подвижные эмоции от жёстких границ морали? Ведь одним мораль кажется объективной данностью, у таких людей, по слову Канта, есть «внутренний закон в себе». А кто-то и слышать об этом не хочет, полагая мораль сферой предельно субъективной, а религиозные каноны – отжившим остатком Средневековья. То, что было «нормой вещей» в советское время, сейчас стало оскорблением.

    Из-за этой проблемы – я бы назвал её психологией правоприменения – как бы этот в целом нужный и позитивный закон не свёлся к способу сведения счётов.

    Вот в чём вопрос. И корни его, как мы неоднократно отмечали, в культуре и психологии людей постсоветской России. А важнейшая характеристика нашего времени – это общество, потерявшее за 70-летие советской власти культуру религии и межнациональных отношений. Мы только начали восстанавливать эти традиции, все религии и все нации.

    На ваш взгляд

     
    Какие ценности для вас более приоритетны при анализе жалоб на оскорбления религиозных чувств?


    Обсуждение:  278 комментариев
    Но есть мощная инерция советизма, плюс враги нашей страны именно здесь усердно внедряют свои провокативные технологии. Провокации как против мусульман, так – в последний год – и против православия. Но остра проблематика также и вокруг далай-ламы у буддистов, много проблем у протестантов.

    Да, мы считаем эффективной криминализацию оскорблений чувств верующих. Мы считаем, что тюремный срок будет эффективной мерой наказания за оскорбление чувств верующих. Но лишь одними строгостями и наказаниями, как известно, не лечится и тем более не искореняется никакая болезнь, отклонение – ни в личном, ни в социальном поведении.

    Потому второй вопрос, который пора ставить как крайне актуальный, таков. Я писал уже об этом в своём блоге в ЖЖ. Наша задача – создать в постсоветское время новую культурно-духовно-правовую среду, где преступления против чувств верующих являются или маловероятными, или вовсе немыслимыми для большинства населения.

    Фото: islamsng.com

    Сама способность к таким преступлениям должна в общественном сознании уйти в то же маргинальное поле, как, скажем, зоофилия, каннибализм или фашизм. А для этого нужно силами интеллигенции, экспертного и педагогического сообщества изучить КОРНИ явления, той размытости морали традиций, которая осталась нам в «нагрузку» от советского тоталитаризма. Иначе эти явления будут воспроизводиться постоянно и постоянно разрушать нашу гражданскую жизнь, а подчас и безопасность страны.

    Я также уверен, что из анализа КОРНЕЙ надо сделать конкретные и деловые выводы – в первую очередь в педагогике и в СМИ. Вспомним, как такой русский философ, как Дмитрий Мережковский, ещё в начале ХХ века прозревал нашу ситуацию и назвал явление «Грядущий хам» – вот хам к нам и нагрянул... А нам нужна великая, сильная и... нехамская Россия. К известной формуле Петра Столыпина я бы сейчас добавил именно вот такую характеристику.

    Но противники принятого закона уже твердят о «нарушении прав человека» и о введении цензуры. Во-первых, человек, если он хам, нахал, хулиган или террорист, выводится за рамки доступа ко всем благам общества, в том числе праву на полную свободу слова. Этот регулятор-ограничитель есть во всех развитых демократических законодательствах мира.

    Напоследок всем, кто «боится цензуры», скажу следующее. Для мусульман тут проблем нет, хотя мы используем несколько иные термины. Так, к примеру, первое, чему мы в жизни учим наших детей, – это различать (по стишку Маяковского для детей), «что такое хорошо и что такое плохо». У нас это называется – аль-Фуркан (различение). И есть ясные границы между ХАЛЯЛЬ (добрым и дозволенным) и ХАРАМ (вредным и запрещённым). Кстати, такому подходу к жизни учит всякая религия. Впрочем, аналогом являются «правила безопасности» во всех сферах быта и технологии – от применения розеток в доме и правил для стиральной машины до правил дорожного движения.

    А те, кто пугается «цензуры», видимо, не знают простую и мудрую формулу, сказанную вовсе не «заядлым исламистом», а совестью России, православным по вере академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым: «Культура начинается с одного – с запретов».

    Да, мы в Совете муфтиев России, в целом в мусульманском сообществе России осознаём, насколько эта сфера тонкая, должны быть социальные, интеллектуальные инструменты, чтобы запреты вновь не зажали нас (как при советской власти) в тиски тоталитаризма. Однако есть полная убеждённость в том, что нигде и никакое общество не сможет долго существовать ни без этики религии, ни без правил пользования утюгами и стиральными машинами, ни без правил дорожного движения.

    Должна быть целостная культурно-духовно-правовая среда, где свет дан всему живому и здоровому. А ВСЁ ДЕСТРУКТИВНОЕ И МАРГИНАЛЬНОЕ – ВЫТЕСНЕНО КОНСТРУКТИВНЫМ.

    Источник: Сайт Общественной палаты РФ


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •