18 октября, среда  |  Последнее обновление — 14:03  |  vz.ru
Разделы

Андрей Бабицкий: Мы на горе всем буржуям…

Многие считают, что Павленского следует уважать за последовательность, которую он проявил, косвенным образом выразив неуважение своим почитателям из лагеря российских либералов. Это верная точка зрения. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Антон Любич: Так есть ли пузырь на российском рынке недвижимости?

Как отметил Максим Орешкин, за десятилетие цены на недвижимость в России практически не изменились, а зарплаты существенно выросли, что сделало новое жилье доступнее для россиян. Так ли в действительности благостна картина? Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Сергей Худиев: «Свободная любовь» легко перестает быть свободной

Зацикленность феминисток на сексуальном насилии и готовность видеть грязные домогательства даже в попытке подать пальто, на самом деле, отражает реальную проблему. Подробности...
Обсуждение: 170 комментариев

    Марш бандеровцев по случаю юбилея УПА прошел в Киеве

    В Киеве в субботу прошел неонацистский «Марш славы героев». Он был приурочен к 75-й годовщине создания Украинской повстанческой армии (УПА), которая несет ответственность за многочисленные военные преступления, в частности, за «Волынскую резню» 1943 года. Этот день официально объявлен Днем защитника Отечества на Украине
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    В Москве прошел международный студенческий парад

    В Москве состоялся торжественный парад в честь XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Более 35 тыс. молодых россиян и сотни делегатов из разных стран прошли по центральным улицам столицы
    Подробности...

    Лесные пожары в Калифорнии унесли жизни 31 человека, более 400 пропали без вести

    В Калифорнии уже неделю бушуют лесные пожары. По последним данным, погиб 31 человек, сотни числятся пропавшими без вести. Полностью выгорело более 3,5 тыс. зданий. Площадь, охваченная огнем, на сегодня достигает почти 100 тыс. гектаров. И это несмотря на усилия более чем 8 тыс. пожарных. До многих районов спасатели добраться до сих пор не смогли. Поэтому не исключено, что число жертв будет расти
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Украина расторгла еще одно соглашение с Россией в военной сфере

        Главная тема


        К юбилею Октябрьской революции Китай определится с вождем

        угроза нового майдана


        Эксперт: Порошенко нужно превратить протесты у Рады в долгоиграющую пластинку

        армия и вооружение


        Минобороны рассказало об испытаниях нового ракетного комплекса шахтного базирования

        в 1991 году в Штутгарте


        Советская гимнастка обвинила партнера по сборной в изнасиловании

        выбросы газа


        Гигантские воронки в ЯНАО увеличились в размере

        «за Иловайск ответишь!»


        Депутат Рады Парасюк дал пинка главе госохраны Украины Гелетею

        запрет фильма «Матильда»


        Бондарчук – о Поклонской: Эту девушку молодую надо остановить

        «революционный пожар»


        Павленского во Франции отправили в психиатрический стационар

        новая тенденция


        В центре Европы сформировался «пророссийский пояс»

        «скандал с Харви Вайнштейном»


        Сергей Худиев: Культура, в которой принята «свободная любовь», бьет в первую очередь по женщинам

        «Наш Курдистан»


        Игорь Димитриев: Эрдоган требует ликвидации Африна и утверждает, что договорился об этом с Москвой

        «Кто в Америке главный?»


        Дмирий Дробницкий: Граждане США вдруг обнаружили, что они живут отнюдь не в благополучной стране

        на ваш взгляд


        Кремль продолжает менять губернаторов. Нужно ли менять главу вашего региона?


        «Главная цель образования»

        Дмитрий Штамм, публицист, руководитель Службы поддержки пользователей ЗАО «ВИТ», член Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SpbCIOClub
           29 октября 2012, 11:26
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Современное образование напоминает средневековую алхимию. Алхимики в те времена не просто плохо представляли себе природу и свойства веществ, но и цели их были весьма туманны. Пресловутый «философский камень» даже в своих названиях имел удивительно «разносторонние» свойства – магистерий, эликсир философов, красная тинктура, «пятый элемент» (то ли твердый, то ли жидкий, то ли еще какой).

        Опыты алхимиков зачастую заключались в смешивании различных ингредиентов в различных пропорциях и проверке свойств того, что получилось (зачастую на живых людях). Методология экспериментов и предсказуемость результатов были весьма посредственны. Тем не менее, многие великие люди в те времена занимались алхимией, а некоторые из них даже достигали выдающихся результатов, правда, не в создании «философского камня».

        Так и наше образование – оно смешивает в различных пропорциях знания и воспитательные методики в надежде на какой-нибудь результат. У немногих уникальных педагогов встречаются выдающиеся успехи, но в подавляющем большинстве случаев результат гораздо менее впечатляющий.

        Оскар Уайльд считал, что «...ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя». В целом я с ним согласен. Научить любить, чувствовать, быть счастливым, существовать в гармонии с собой и окружающей действительностью в настоящее время крайне сложно. Во всяком случае, сейчас каких-либо однозначных, результативных и в то же время социально-адаптированных методик не существует. Но стремиться к этому можно и даже нужно.

        А начать можно с пресловутого «не знаю». С того, чтобы к 17 годам человек ЗНАЛ, чего он хочет. Да, для этого надо кардинально пересмотреть систему обучения. Изменить саму цель образования – с системы вливания информации в детские головы с расчетом «авось что-нибудь когда-нибудь да пригодится» на систему определения наклонностей ребенка, а самое главное – на его мотивацию.

        Согласен, мы и сейчас постоянно слышим: «Смотрите на своих детей, замечайте их склонности и развивайте их». Разница в том, что я предлагаю не отдавать это всецело на откуп родителям, у которых может просто не быть времени или соответствующих навыков. А сделать это частью процесса образования. Более того, основой процесса, главной Целью образования!  И когда, хотя бы в общих чертах, определены наклонности, развивать индивидуально или в группах с похожими интересами. И не как сейчас – в отдельных экспериментальных группах, в элитарных школах, а в рамках социума в целом. Не пихать все знания человеческого общества подряд, а давать специализированные. И не надо бояться, что в результате «специализированного» обучения из детей вырастут ограниченные люди. Наоборот, в среде, где ребенку дают то, что ему нравится, к чему у него есть склонности, ему захочется развиваться дальше, захватывая как смежные области, так и сферы, совершенно не связанные с его увлечениями.

        В качестве примера можно рассмотреть структуры, которые используют сходные схемы: музыкальная школа – консерватория, художественная школа – институт живописи или архитектурный. В рамках этих заведений учащимся дают специализированные знания, не прерывая занятия по классу тромбона на химию, а уроки вокала – биологией. Да, параллельно ребенку приходится учиться в общеобразовательной школе. Но вот именно что приходится! Подавляющее большинство предметов, изученных в параллельной (общеобразовательной) школе, ему никогда не понадобятся.

        Конечно, в музыкальных и художественных школах тоже не все так радужно и там велик процент детей, которым не нравится заниматься музыкой или рисовать, и они бы предпочли, например, изучать математику или больше читать. Но виновата ли в этом музыкальная школа? Может, это результат действий родителей, которые, преследуя СВОИ цели и реализуя СВОИ комплексы, тащат будущего архитектора в музыкальную школу, а будущего врача – в художественную, ни на минуту перед этим не задумываясь об истинных наклонностях маленького человека?

        Но те, кто учатся там осознанно, без принуждения – даже если отдельные предметы вызывают у них отвращение – получают удовольствие от процесса (недоступное основной массе учащихся общеобразовательных школ). А самое главное – у них есть осмысленность своих действий, у них нет вопросов: «ЗАЧЕМ все это?» и «ЧЕМ заниматься после окончания?» Возможно, есть проблема, куда пойти потом:  в Консерваторию имени П. И. Чайковского, в Гнесинку или же «остаться дома в Павлозаводске, поступив в Консерваторию имени К. А. Гладкова, говорят, здесь сильная кафедра монгольской балалайки». Возможно, такая проблема существует, но, согласитесь, это не сравнить с терзаниями всех прочих, прошедших горнило «общеобразовательной» школы. Школы, давшей им кучу ненужных знаний, но даже не попытавшейся хоть как-то, хоть на что-то мотивировать ученика...

        На самом деле, вышеописанная схема – это лишь концепция. Более того, концепция, основанная на существующих механизмах, а поэтому, скорее всего, ограниченная и уж точно не совершенная. Она призвана дать возможность взглянуть на проблему образования под другим углом, с другими базовыми ценностями, с другими механизмами решения.

        Концепция, призванная показать, что косметические изменения типа: ЕГЭ – «Да или Нет», количество предметов и их объем, размер отчетности учителей перед Комитетом по образованию и т. п. – все это не ведет к решению проблемы «Поиска жизненного пути для подрастающего поколения», как бы высокопарно это ни звучало. А ведь эта проблема настолько фундаментальна, что именно она является основой для огромного пласта последующих проблем: «просиженная» школа, неправильно выбранный вуз, разочарование в профессии, работа, вызывающая отторжение, растраченная жизнь...

        Каждый год мы видим миллионы выпускников, которые абсолютно не подготовлены к взрослой жизни, но уже мотивированы установками общества потребления. Что само по себе ни плохо, ни хорошо. Но без обеспечения молодых людей механизмами удовлетворения этих потребностей и с последующим погружением их во «взрослую» жизнь мы их загоняем в состояние когнитивного диссонанса. Из которого они будут выбираться лет пять-десять (с помощью тех же «неправильно выбранный вуз, разочарование в профессии, работа, вызывающая отторжение») Что?! Еще пять-десять лет адаптации?! А чем мы 14 лет до этого занимались?!!

        Может сложиться впечатление, что я считаю: стоит обществу, системе образования помочь «ребенку – подростку –  молодому человеку» разобраться, что он хочет, где он может реализовать себя, и наступит полное счастье и гармония? К сожалению, нет, многое зависит от семьи, от периода основного формирования человека как личности. Сколько это сейчас, по мнению психологов? Первые пять лет? Три года?  Перинатальный период? Ну, в утробу матери со своими теориями не залезешь. Есть много факторов, на которые мы не можем сейчас повлиять. Но в сферах, где это возможно, действовать необходимо. И образование – как раз одна из таких сфер. Мы всё равно все недовольны нашим образованием, так давайте изменим его кардинально! Чтобы наше образование давало не столько знания, сколько помогало определить Цель.

        Чтобы лет через десять-двадцать сказать:

        «... ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя.

        Но мы пытаемся...»

        Специально для газеты ВЗГЛЯД


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Антон Любич: Так есть ли пузырь на российском рынке недвижимости?

        Как отметил Максим Орешкин, за десятилетие цены на недвижимость в России практически не изменились, а зарплаты существенно выросли, что сделало новое жилье доступнее для россиян. Так ли в действительности благостна картина? Подробности...

        Сергей Худиев: «Свободная любовь» легко перестает быть свободной

        Зацикленность феминисток на сексуальном насилии и готовность видеть грязные домогательства даже в попытке подать пальто, на самом деле, отражает реальную проблему. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Игорь Димитриев: Русская карта в курдской игре

        Завершается первая фаза войны в Сирии и Ираке – борьба с ИГ. Победители ожидаемо готовятся сцепиться друг с другом. Теперь для ближневосточных режимов главный враг не исламисты, а независимый Курдистан. А в чем интерес России? Подробности...
        Обсуждение: 7 комментариев

        Алексей Колобродов: «Спящие» еще принесут Юрию Быкову немало сюрпризов

        Подоплека шумного покаяния Юрия Быкова содержится в знакомой, увы, коллизии – снимает он для масс, условных «ватников», и по самоощущению к ним близок, а нравиться желает либералам, «лучшим умам». Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Наталия Янкова: Особенности западноевропейского пищевого расизма

        Восточноевропейские члены ЕС возмущены неравенством и требуют, чтобы Брюссель ввел какие-то нормативы для производителей. Представитель Польши заявил о «пищевом расизме». Тема обсуждается уже много месяцев в Евросоюзе. Подробности...
        Обсуждение: 38 комментариев

        Дмитрий Дробницкий: Кто в Америке главный?

        Проблема всех «партнеров» США состоит в том, что у них нет ни малейшего представления о том, кто будет определять политику Вашингтона уже через год. Давние союзники Соединенных Штатов почти наверняка прибегнут к испытанному методу. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев

        Антон Крылов: Украинские неандертальцы в платоновской пещере

        Пресс-секретарь чешского президента нашел верные слова, которые очень точно характеризуют состояние дел на Украине. «Неандертальцы» в данном случае – это не оскорбление. Подробности...
        Обсуждение: 48 комментариев

        Лев Пирогов: Тематическая область для юмора сужается

        В словацком детском журнале опубликовали ксенофобские недетские анекдоты. Некоторые – вполне смешные. Например: «Загадка: в машине едут албанец, сириец и украинец. Вопрос: кто за рулем?» Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        Александр Христофоров: Всемирный фестиваль молодежи как проекция Russian Dream

        Отчего-то не существует понятия «русская мечта» – по крайней мере, в уже привычном нам понимании, данном «сытым» Западом. Однако так ли он сыт, таковы ли там перспективы, которые упорно рисуют нам отечественные воспеватели «развитых стран»? Подробности...
        Обсуждение: 9 комментариев

        Алексей Астафьев: Каталонская интернет-война

        Что же каждая из противоборствующих сторон делает для победы? Власти Испании использовали традиционный набор административных методов по запрету проблемных точек протеста. Каталония дала на это асимметричный ответ. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............