В мире

7 ноября 2023, 14:44

Поляки блокировали автомобильные грузоперевозки с Украины

Фото: Zuma/ТАСС

Польские дальнобойщики организовали акцию протеста против несправедливой конкуренции с украинскими перевозчиками. На границе уже заблокированы три КПП. До этого между Варшавой и офисом Зеленского также наблюдался разлад по вопросам экспорта продовольствия. К чему может привести очередной виток напряженности между странами и как на происходящее будет реагировать Брюссель?

Польские перевозчики начали блокировать автомобильные пункты пропуска на границе с Украиной. Об этом сообщает местная радиостанция RMF FM. В настоящий момент перекрыты три КПП: в Хребенном, Борохуске и Корчеве. К протестам присоединились несколько десятков представителей отрасли.

Участники акции пытаются добиться ввода коммерческих разрешений для перевозчиков соседней страны и снизить их общее число. Кроме того, дальнобойщики настаивают на отмене лицензий, выданных украинским компаниям, которые были созданы после начала СВО.

С помощью собственных машин они перекрыли дороги у пунктов пропусков. При этом легковым автомобилям, автобусам, транспортам с гуманитарной и военной помощью недовольные разрешают проезд. Отмечается, что акция протеста официально согласована с польскими властями и продлится до 3 января.

Действия поляков вызвало серьезное недовольство на Украине. Так, посол страны в Варшаве Василий Зварич назвал происходящее «болезненным ударом в спину». Он также отметил, что начавшиеся протесты могут поставить под угрозу действующие «коридоры солидарности» с Евросоюзом. В результате дипломат призвал перевозчиков прекратить блокаду и выбрать иные формы отстаивания собственных прав.

Это не первый случай ожесточенного экономического противостояния Польши и офиса Зеленского. Так, в сентябре Варшава  выдвинула ультиматум Европейской комиссии (ЕК) по вопросу вывоза зерна с Украины. «Для нас наиважнейшим является интерес польского фермера. Поэтому или ЕК примет решение о дальнейшем запрете ввоза, или мы сами продлим этот запрет», – заявлял премьер-министр Матеуш Моравецкий.

Владимир Зеленский эти слова не оставил без внимания и в ответ пригрозил Евросоюзу обращением в международный арбитраж, если ограничения на поставки зерна будут продлены. Эти слова вызвали серьезное недовольство в Варшаве. Министр правительства страны по делам ЕС Шимон Шинковский вель Сенк заявил, что эта риторика выходит за рамки классической дипломатии.

Противостояние касалось и сотрудничества в военной сфере. Так, Матеуш Моравецкий в сентябре говорил о прекращении поставок ВСУ каких-либо видов вооружений. По его словам, это связано с необходимостью накопления Варшавой современных моделей для собственной армии. Кроме того, новые ограничения стали распространяться и на социальную сферу.

Еще больше отношения «союзников» обострились после недавнего инцидента с «жучком», обнаруженным в машине президента Анджея Дуды. Позже выяснилось, к его установке могли быть причастны украинские спецслужбы. Как писала газета ВЗГЛЯД, инцидент рискует стать огромным скандалом.

Сейчас же в экспертном сообществе отмечают: Польша все больше устает от несправедливого распределения экономических преференций в пользу Украины со стороны ЕС. Кроме того, у простых поляков накапливается недовольство и усталость от украинцев и отсутствия каких-либо военных перспектив Украины на фронте.

«Польские дальнобойщики долгое время являлись лидерами европейского рынка перевозок. Теперь же их стали демпинговать украинские коллеги, работающие в куда более выгодных условиях. В связи с этим представители логистической отрасли в Варшаве стали терять былые позиции, что привело к снижению доходов», – сказал политолог-полонист Станислав Стремидловский.

«Разумеется, сложившаяся ситуация создала недовольство местных перевозчиков, что крайне удачно совпало с похолоданием отношений Польши и Украины. Администрация Дуды одобрила начало протестов дальнобойщиков для того, чтобы еще раз насолить офису Зеленского, который пытается извлечь максимальную выгоду из текущих экономических условий»,

– отмечает собеседник. «При этом когда именно закончится текущий виток напряжения, сказать сложно. В настоящий момент Польша застыла в ожидании масштабных изменений состава правительства. Обсуждать «несправедливое» отношение к украинским перевозчикам Зеленскому будет не с кем, поскольку политики страны заняты гораздо более важными делами», – считает эксперт.

«Сами дальнобойщики планируют продолжать блокировку потока машин до января. Очевидно, что отношения между двумя странами постепенно накаляются. Если после объявленных кадровых изменений партии «Право и справедливость» удастся усилить собственные позиции, то Варшава пойдет на серьезное обострение отношений с Украиной», – уточняет он.

«Однако более реальным кажется формирование коалиции оппозиционных партий. В этом случае Польша вполне сможет поставить отношения с офисом Зеленского на паузу до тех пор, пока из Брюсселя не поступят более ясные указания, как именно выстраивать дальнейший диалог с соседней страной», – акцентирует Стремидловский.

В свою очередь украинский политолог Владимир Скачко уверен – ЕС пытался обеспечить платежеспособность Украины за счет польских и европейских дальнобойщиков. «Разумеется, перевозчики возмущены сложившимся положением дел. Политики в Варшаве умеют считать деньги, поэтому решили отстаивать интересы своей страны и позволили заблокировать пункты пропуска», – отмечает он.

«Естественно, данные действия не нравятся Украине, так как они лишают ее возможности зарабатывать. В офисе Зеленского считают, что они являются пупом земли. Это типичное поведение людей, которые неожиданно почувствовали себя спасителями Европы и кричат об этом на каждом шагу»,

– отмечает собеседник. «Важно и то, что больше всего в офисе Зеленского боятся возможного прекращения поставок оружия в страну. Если поляки захотят надавить на соседей, то они могут пригрозить закрытием каналов транзита, что нанесет серьезный удар по боеспособности ВСУ. Тогда Украине придется возвращаться к статусу никому не нужного государства», – акцентирует он.

На несправедливость действующих транспортных правил в ЕС указывает и германский политолог Александр Рар. «Польские транспортные компании не устраивает дешевая конкуренция со стороны Украины. В связи с этим местные перевозчики и решились на блокаду нескольких пограничных переходов. По сообщениям местной полиции, протестующие пропускают легковые автомобили, но не разрешают проезд грузовикам», – сказал он.

«Транспортный поток хотят ограничить лишь одной фурой в час. Кроме того, протестующие требуют, чтобы украинские перевозчики могли отправлять товары в Польшу и через нее только с особого разрешения. Планируется, что ограничения не коснутся машин, участвующих в поставках гуманитарной или военной помощи», – отмечает эксперт.

«Также местные дальнобойщики критикуют смягчение правил ЕС для их украинских коллег, которые начали действовать с 2022 года. Очевидно, что простые поляки устали от сложившейся ситуации. Конфликт затянулся, а начальной эйфории по поводу успехов ВСУ практически не осталось. При этом западные страны еще и серьезно раскошелились на поддержку Украины», – подчеркивает собеседник.

«Происходящее плохо скажется на экспорте украинского зерна.

В настоящий момент правительству Польши нет дела до Украины. Партия «Право и справедливость» лишается большинства в парламенте, что грозит ей возможным уходом в оппозицию. Если же к власти придут либералы во главе с Дональдом Туском, то в обществе наметится серьезный раскол», – уточняет он.

«Примечательно, что на фоне этого в Брюсселе наблюдается затишье. Тем не менее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в очередной раз помчалась в Киев, чтобы лично заверить Владимира Зеленского в полной поддержке государства со стороны западных стран. Однако очевидно, что события на Ближнем Востоке сейчас тревожат ЕС в разы больше, чем конфликт на Украине», – резюмирует Рар.

Текст: Евгений Поздняков,
Илья Абрамов

Вам может быть интересно

Во Франции задержали двух человек по подозрению в подготовке терактов
Темы дня

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Азербайджан нашел слабое место у главной надежды Армении

Новый скандал в отношениях Франции и Азербайджана: Париж официально обвиняет Баку в провокации мятежа, случившегося в одной из своих заморских провинций. И перед нами вовсе не пустые слова. Есть основания полагать, что Азербайджан действительно вывел накал борьбы с главным европейским союзником Армении на новый уровень.

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Мэр Тбилиси: Приехавшие к нам министры ЕС заслужили «пинка под зад»

Рар: Из-за инициативы об иноагентах Венгрия рискует своим членством в ЕС

Новости

Саакашвили присвоил себе авторство гимна Грузии

Гражданин Украины, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий шестилетнее заключение за коррупцию и злоупотребление служебным положением под надзором в тбилисской клинике «Вивамеди», заявил, что автором текста гимна Грузии является он, а работать над ним начал с пяти лет, сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Французский генерал: Продвижение войск России под Харьковом стало сюрпризом даже для США

Продвижение российских сил в Харьковской области стало сюрпризом, предупреждения не было даже от американской разведки, заявил французский корпусный генерал авиации Брюно Клермон.

МИД: Россия примет ответные меры на запрет в Европе российских СМИ

Россия ответит на запрет в Европе вещательной деятельности РИА «Новости», «Известий», «Российской газеты», сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев допустил расширение «санитарной зоны» до Польши

В случае подписания с Киевом документов безопасность России не будет обеспечена, если нет «санитарной зоны» на Украине, которая должна протянуться до Польши, заявил заместитель Совбеза России Дмитрий Медведев.

Отряд кораблей Северного флота вышел в сторону Атлантики

В пятницу отряд кораблей Северного флота под командованием носителя гиперзвуковых ракет «Циркон» фрегата «Адмирал Горшков» отправился в дальний поход, он идет в сторону Атлантического океана, сообщили в пресс-службе СФ.

Danone продала свой бизнес в России

Французская компания Danone объявила о завершении сделки по продаже своего российского бизнеса компании «Вамин Р» из Татарстана, сообщает пресс-релиз Danone.

Российские войска нанесли удар по порту в Одесской области

Вооруженные силы России нанесли удар по порту города Южный Одесской области, откуда был зафиксированы удары HIMARS дальнобойными ракетами, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Starlink ВСУ перестал работать во время наступления России под Харьковом

Терминалы спутниковой связи Starlink, которые украинская армия использует для коммуникации, вышли из строя во время наступления российских войск в Харьковской области, пишет The Washington Post.

Военный эксперт объяснил, при каких условиях ВСУ сами сдадут Харьков

Российская армия может заблокировать Харьков со всех сторон, ВСУ не смогут оборонять город и отступят, заявил военный эксперт, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Петербургский суд арестовал активы и счета Unicredit Bank

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «Русхимальянса», оператора проекта по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, и наложил арест на имущество, счета и ценные бумаги АО «Юникредит банк» и Unicredit Bank AG, следует из картотеки арбитражных дел.

Путин назвал цель перестановок в кабмине

Административные ресурсы страны должны быть направлены на достижение главной задачи – целей специальной военной операции (СВО), с этим связаны и последние назначения, заявил президент Владимир Путин по итогам госвизита в Китай.

При взрыве в Военной академии в Петербурге пострадали семь человек

На хозяйственной территории Военной академии связи имени Буденного в Петербурге произвольно сдетонировал боеприпас времен Великой Отечественной войны, пострадали семь военных, сообщили в Ленинградском военном округе.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?