Спор между Еврокомиссией (ЕК) и Польшей по вопросу об основах функционирования Конституционного суда (КС) республики зашел в тупик. ЕК столкнулась с резким отказом Варшавы ввести разработанные Брюсселем меры по обеспечению независимости КС. Польский МИД указал, что рекомендации Евросоюза носят политический подтекст и являются попытками очернить страну. Польшу не остановили даже угрозы ЕС ввести против нее санкционные меры.
Нынешнюю ситуацию в Евросоюзе можно назвать самым серьезным институциональным кризисом организации за все время ее существования
И вот теперь на помощь полякам пришел неожиданный союзник. В Будапеште заявили, что будут голосовать против европейских санкций в отношении Варшавы. Так как подобные решения могут быть приняты только на основе консенсуса всех 28 стран организации, ЕК не сможет наказать Польшу за открытый акт неповиновения ее решениям.
Это уже не первый раз, когда указанные страны, у руля которых стоят евроскептически настроенные политики, демонстрируют непослушание руководству Евросоюза. В частности, венгерский премьер-министр Виктор Орбан осенью 2016 года провел общенациональный референдум о том, стоит ли Будапешту выполнять решения ЕС о квотах на беженцев.
Разногласия в Евросоюзе давно известны. Так до конца и не преодолевшие последствия финансового кризиса 2008 года страны юга ЕС ищут способы объединения в противовес богатым «северянам» во главе с Германией. «Южане» выступают против «германской гегемонии» в «единой Европе», требуя отказа от навязываемой им ФРГ политики жесткой экономии. Подогрел противоречия и миграционный кризис. Принявшие на себя основной удар Италия и Греция требуют, чтобы все члены Евросоюза в равной степени разделили бремя приема мигрантов. Однако остальные не разделяют их мнения: даже после введения квот на беженцев большинство государств «единой Европы» уклоняется от их выполнения.
Проблема нелегальных мигрантов выявила разные подходы стран ЕС к Европейской политике соседства (ЕПС). Южноевропейцы настаивают на смещении акцентов в ней в сторону африканского направления, указывая, что основные угрозы безопасности Евросоюза исходят именно оттуда, а вовсе не со стороны России. Нет единства и по вопросу санкций против России. Франция, Италия, Греция, Кипр и Испания считают, что Брюсселю следует перейти от санкционной политики к выстраиванию конструктивного диалога с Москвой – и их позиция сталкивается с жестким противодействием со стороны Германии, Польши, скандинавских и прибалтийских стран.
На фоне этих противоречий в ЕС набрали обороты евроскептические и радикальные политсилы. Лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен является одним из фаворитов президентской гонки во Франции, а «Партия свободы» Герта Вилдерса – предстоящих парламентских выборов в Нидерландах. Леворадикальному движению «Подемос» в Испании всего за два года своего существования удалось пройти в традиционно двухпартийный национальный парламент и стать третьей политической силой королевства. В Италии все большую популярность приобретает популистская партия «Пять звезд» и лидер сепаратистской «Лиги Севера» Маттео Сальвини, а в Германии раскручивается праворадикальная «Альтернатива для Германии». Наибольшего же успеха добились лидеры греческой СИРИЗА Алексис Ципрас, польской «Право и справедливость» Анджей Дуда и венгерской «Фидес» Виктор Орбан, пришедшие к власти в своих странах.
Новый всплеск евроскептицизма спровоцировал Брексит. Идеи проведения плебисцитов, аналогичных британскому, возникали у евроскептиков во Франции, Нидерландах, Италии.
Однако особенность нынешней ситуации не только в том, что Польша решила продемонстрировать руководству ЕС намерение отстаивать право проводить самостоятельную внутреннюю политику. Такие попытки демонстрировались и раньше. Уникальность ситуации в том, что евроскептические силы стали демонстрировать тенденцию к объединению. И не просто для совместных выступлений на митингах или оказания поддержки на выборах, а чтобы продавливать собственные интересы внутри Евросоюза.
Дуда и Орбан давно демонстрировали общность политических взглядов. Теперь же они наглядно продемонстрировали ЕС готовность действовать сообща, воплотив в жизнь самые худшие опасения Брюсселя. Помогая Варшаве избежать санкций за невыполнение требований ЕК, в Будапеште прекрасно понимают, что могут оказаться в той же ситуации. Ведь проводимый венграми курс на большую независимость от евроструктур давно вызывает резкое недовольство в «единой Европе». Таким образом, можно говорить о рождении нового евроскептического союза между Польшей и Венгрией, который готов составить внутреннюю оппозицию берлиноцентричному руководству ЕС.
Берлин и Брюссель будут искать способы оказать давление на нарушителей дисциплины, в том числе с помощью финансовых рычагов. Однако если Орбан и Дуда продолжат действовать сообща, сделать это будет значительно труднее. Кроме того, их успехи еще больше подстегнут рост поддержки евроскептических политсил в других странах ЕС. А значит, в перспективе эта коалиция может расшириться, как и число внесистемщиков, пришедших к власти в государствах «единой Европы».
Нынешнюю ситуацию в Евросоюзе можно назвать самым серьезным институциональным кризисом организации за все время ее существования. Нарастание нерешенных проблем и противоречий между членами, усиление евроскептических и центробежных настроений, сложное финансовое положение еврозоны, неопределенность будущего ЕС после Брексита способны привести к затяжному политическому и экономическому кризису, надолго дестабилизировав обстановку в «единой Европе».
Если Брюсселю не удастся найти ключ к решению этих проблем, пресечь объединение евроскептиков и провести нужные реформы, будущее европейского проекта окажется под угрозой.