Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в прошлую субботу в Женеве было заключено соглашение между Россией и США по урегулированию ситуации в Сирии. Это пакет из пяти документов, содержание которых не оглашается. О предметной стороне дела можно судить исключительно по скупым комментариям официальных лиц и многочисленных неофициальным «сливам» с обеих сторон. Причем на секретном характере сделки настаивали именно американцы.
По мнению военного ведомства, любые соглашения с русскими повышают роль Москвы на Ближнем Востоке и сводят на нет все попытки изоляции Москвы
В итоге на сегодняшний день известно немногое. Во-первых, с 12 сентября вступило в силу перемирие между правительственными войсками и группировками, поддерживаемыми США. Во-вторых, Срединные Штаты должны «отмежевать» так называемую умеренную оппозицию от исламских радикалов, после чего Москва и Вашингтон сосредоточат свои действия на последних. В-третьих, в Алеппо начнется доставка гуманитарных грузов. В-четвертых, сотрудничество между Россией и США в Сирии будет усилено. В частности, как сообщило в пятницу агентство Associated Press со ссылкой на высокопоставленных военных чиновников, США перебросят в Сирию военную технику из других регионов и нарастят число специалистов по анализу разведывательных данных в деле общей координации с РФ в деле борьбы с терроризмом, которых сейчас критически не хватает. А если семидневное перемирие будет соблюдено, и в районы, окруженные сирийской армией, придет гуманитарная помощь, Москва и Вашингтон создадут так называемый Центр совместного планирования. Тут стоит особо подчеркнуть: то, что спустя почти неделю после женевской встречи ведущие мировые СМИ кормятся огрызками подробностей и прибегают к услугам неназванных источников, лучше всего характеризует степень секретности, окружающей переговоры двух держав.
И наконец, в-пятых: этот тайный договор породил серьезную и вполне публичную конфронтацию между двумя основными «внешними» ведомствами США – Государственным департаментом и Пентагоном, то есть между министерствами иностранных дел и обороны. А если точнее, обострил тот конфликт, который существовал уже давно. Текущие разногласия между главами двух министерств – Джоном Керри и Эштоном Картером – горячо обсуждают ведущие американские издания. Причем, по мнению ряда экспертов, причина конфликта кроется в дальнейших карьерных планах двух министров: если Керри уходит в отставку вместе с Обамой и желал бы это сделать на приятной ноте, то Картер еще может сохранить свой пост, что и предопределяет его жесткую позицию в отношении соглашения с РФ. В любом случае дипломаты лишь заключают сделки, а вот их реализацией придется заниматься уже Пентагону, а военное министерство не испытывает ни малейшего желания это делать.
Так, в мае, когда официальный спикер американского МИДа Марк Тонер заявил, что США проводят консультации с Москвой о совместных ударах по «Исламскому государству*», не менее официальный представитель Пентагона Мишель Балданс возможность такого сотрудничества решительно опровергла. Следующий заметный эпизод того же рода произошел в июле, когда госсекретарь Керри провел очередной раунд переговоров с российским коллегой, а в распоряжении Washington Post оказался мирный план Госдепа, предложенный Москве. Он включал «размежевание» террористических группировок и поддерживаемых США «мятежников» и, судя по всему, послужил основой для заключенных уже в сентябре договоренностей. Тогда же не названный, но высокопоставленный чиновник Пентагон через агентство Reuters обрушился на концепцию Госдепа с резкой критикой: «Непонятно, почему госсекретарь считает, что сможет привлечь россиян поддержать цели администрации в Сирии. Он игнорирует тот факт, что российские и сирийские союзники не проводили никакого различия между бомбардировками ИГ и убийством членов умеренной оппозиции, среди которой были и люди, обученные нами. Почему мы должны делиться информацией разведки и оперативными данными с людьми, которые делали это?»
В последние дни официальные лица обоих ведомств взвешивали каждое слово, стараясь не опуститься до перебранки. Госдеп выражал осторожный оптимизм по поводу заключенных соглашений, Пентагон – не менее осторожный пессимизм. Пока вроде бы побеждает дипломатия: сначала глава Пентагона Картер вынужден был признать, что «перемирие в целом соблюдается», а затем обреченно заявил следующее: «Мы в министерстве обороны будем играть любую роль, которая нам отведена, на привычном для нас самом высоком уровне». Тем самым он фактически признал свое поражение в текущем раунде межведомственной войны.
Основа этой войны в том, что Пентагон в принципе считает неприемлемым отказ от курса на отстранение от власти президента Сирии Башара Асада. Также, по мнению военного ведомства, любые соглашения с русскими повышают роль Москвы на Ближнем Востоке и сводят на нет все попытки изоляции Москвы, предпринятые после начала украинского кризиса. Эту свою позицию американские генералы никогда особо не скрывали, так что любые «примирительные» инициативы коллег из Госдепа вызывали у военных болезненную реакцию.
Госдеп, как нетрудно догадаться, придерживается куда более дипломатичной позиции и выражает готовность сотрудничать с Москвой по целому ряду направлений, включая борьбу с исламскими радикалами. Более того, готов идти на уступки по некоторым вопросам. Это, конечно, не отменяет наличия целой плеяды влиятельных дипломатов, которые придерживаются куда более радикальной позиции. К примеру, в середине июня более полусотни дипломатов подписали воззвание к Бараку Обаме с требованием как можно скорее начать удары по позициям правительственных войск.
Где-то рядом находится еще одна влиятельная структура – ЦРУ со своим особым мнением. Внешняя разведка предлагает не поддерживать всех повстанцев скопом, как это делает Пентагон, а сосредоточиться на помощи курдам. Именно эта ситуация, когда ключевые американские чиновники подобно лебедю, раку и щуке из известной басни тянут Америку в разные стороны, сильно осложняла переговорный процесс с Россией. Однако после вступления в сирийский конфликт Турции, чьи действия направлены в основном против курдов, данное предложение ЦРУ окончательно превратилось в нереализуемое.
Кстати, вполне вероятно, что острое нежелание Пентагона идти на уступки связано не столько с карьерными планами Картера, сколько с практической невозможностью выполнения соглашений с американской стороны. В частности, Сергей Лавров уже упрекнул американских коллег в том, что они никак не могут «размежевать» террористические группировки и обученных американцами повстанцев, и даже предположил, что задержка связана с желанием вывести из-под удара террористическую организацию «Джебхат ан-Нусра*», благо формально она уже сама отмежевалась от «Аль-Каиды*», филиалом которой являлась ранее.
В любом случае еще раз подчеркнем, что в практическом плане воплощать соглашения в жизнь предстоит именно Пентагону, а не Госдепу. А на этом поле у военного министерства есть множество возможностей, чтобы свести на нет все усилия дипломатов. Госсекретарю Керри в ближайшие месяцы – до выхода в отставку – придется приложить огромные усилия, чтобы окончательно навязать военным разработанный при его участии мирный план. Или – отказаться от него.
Тем более что кандидат в президенты от демократов Хиллари Клинтон, по мнению многих политологов, занимает более жесткую позицию по вопросу как Сирии, так и России – в отличие от действующего президента и своего однопартийца Барака Обамы. По крайней мере, в ее окружении много как раз тех дипломатов, которых относят к «ястребам», включая Викторию Нуланд. Накануне Клинтон уже заявила, что всю ответственность за реализацию мирного плана она возлагает исключительно на Россию.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ